С недавних пор в русскоязычном пространстве стала набирать популярность богословская эстетика. Одним из важных понятий, используемых и развиваемых в рамках данного направления, является понятие красоты Бога. Его важность объясняется тем, что оно пересекается с областью догматического и мистического богословия. В работах основателя богословской эстетики Г. У. фон Бальтазара под красотой Бога понимается эстетически воспринимаемая форма Христа, которая открывается человеку в трансцендентном свете или славе Святого Духа. Сам Г. У. фон Бальтазар, однако, упоминает об апофатическом восхождении человека к присущей Самому Богу красоте как об этапе, который следует за созерцанием красоты, являемой в форме Христа. Последующая богословская эстетика оставляет без внимания апофатическое понятие о красоте Бога и воспринимает в качестве основного катафатическое понятие о красоте как об имманентной форме, в которой является трансцендентный Бог. Рассмотрение магистра богословия, преподавателя догматического богословия Московской Сретенской духовной академии диакона Артемия Овчаренко показало, что у ряда греческих отцов Церкви под красотой Бога подразумевается апофатическое понятие, не сопряженное с эстетическим созерцанием формы. Это понятие зарождается в ранних работах свт. Василия Великого. Далее оно используется как дополнительное средство для выражения учения о Божественном свете в Макарьевском корпусе, в сочинениях прп. Симеона Нового Богослова и свт. Григория Паламы.
Аналитический обзор научно-богословских статей христианско-философской проблематики за 2023 год
В материале представлен обзор публикаций 2023 года по исследованиям христианской философии и отношений между христианством и философией. В рамках обзора проанализировано 24 статьи.
Современная философия сознания с точки зрения христианской апологетики
Какое отношение проблемы философии сознания имеют к православному богословию? Стоит ли нам разбираться в хитросплетениях философской мысли, зачастую совершенно схоластических? Вспоминаем статью кандидата медицинских наук, студента магистратуры (ныне научного сотрудника кафедры богословия) Анатолия Анатольевича Парпары, который дает аргументированный ответ на эти вопросы. Далее автор приводит общий обзор проблем современной философии сознания и основных её направлений, существующих на данный момент. Одновременно с этим оценивается ранняя работа В.В. Зеньковского «Современное состояние психофизической проблемы» с точки зрения последующего развития философии сознания.
«Дело» папы Сильверия (536–537) в творчестве Прокопия Кесарийского
Статья доктора исторических наук, доктора истории, искусств и археологии Лувенского католического университета, профессора кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, действительный член Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова (Барсовского общества) Санкт-Петербургской духовной академии Андрея Юрьевича Митрофанова посвящена исследованию «дела» римского папы Сильверия, о котором говорится в сочинении Прокопия Кесарийского «Война с готами». Автор рассматривает религиозное мировоззрение Прокопия Кесарийского, сравнивает его взгляд на «дело» Сильверия с интерпретацией этого события в других, преимущественно церковных источниках. Делаются выводы о формальном характере христианства Прокопия, о приверженности Прокопия традициям римской грекоязычной литературы античного времени и о его симпатиях к язычеству. Автор полагает, что «дело» Сильверия отражает борьбу византийского военного командования в Италии с антивизантийскими политическими тенденциями, определявшими политику папства уже в VI в. Автор соглашается с версией Прокопия об измене папы Сильверия, перешедшего на сторону остготского короля Витигеса, и высказывает гипотезу о влиянии на образ императрицы Феодоры, созданный Прокопием, утраченных литературных произведений языческого происхождения, посвященных разоблачению и критике матери Константина Великого императрицы Флавии Елены.
Славянские рукописи «Лествицы», происходящие из скриптория братства прп. Паисия (Величковского)
Статья независимого исследователя Петра Борисовича Жгуна посвящена определению значения «Лествицы» прп. Иоанна Синайского в скриптории братства прп. Паисия (Величковского). Рассматриваются сохранившиеся списки с переводом св. Паисия в архивах разных стран. В статье описан состав рукописных сборников, содержащих текст «Лествицы». Также рассматриваются обстоятельства создания ее перевода и общие принципы переводов с древнегреческого языка на церковнославянский в скриптории Нямецкого монастыря.
Учение свт. Григория Паламы об «умном чувстве» в интерпретации С. С. Хоружего
В статье магистра теологии, старшего преподавателя кафедры богословия Московской духовной академии Вадима Евгеньевича Елиманова рассматривается интерпретация учения свт. Григория Паламы об «умном чувстве», осуществленная знаменитым российским исследователем традиции исихазма С. С. Хоружим. В начале дается краткий обзор реконструкции учения свт. Григория об «умном чувстве» в рамках парадигмы тварного боговидения (прот. В. Асмуса, М. М. Бернацкого, М. Кнежевича, Дж. Блэкстоуна, А. Хулиарaса, Д. С. Бирюков) и парадигмы нетварного боговидения (прот. Думитру Станилоэ, протопресв. Иоанна Мейендорфа, Герхарда Подскальски и др.). Отмечается оригинальность подхода С. С. Хоружего и его несводимость к указанным парадигмам. При изложении концепции С. С. Хоружего особое внимание уделяется описанию следующих базовых категорий, характеризующих понятие «умное чувство»: панперцепция (метаперцепция, синэстезис, всевосприимчивость), панэстезис, холистическая интенциональность акта боговидения, соматический и диалогический аспекты созерцания нетварного света. Подробно рассматривается аскетический аспект достижения боговидения и раскрывается значение понятия «асимметричность синергии», описывающего неравнозначное участие Божественной и человеческой энергий на пути к обожению. Также отмечается различие, проводимое С. С. Хоружим, между паламитской и плотиновской мистикой.
Возможна ли теологическая аксиология: pro et contra
Аксиология пережила в конце XIX — начале XX в. период бурного развития. Но вплоть до настоящего времени отсутствуют попытки теологического осмысления понятия «ценность». В рамках классической теологии источником любого блага мыслился Бог. Все остальное имеет ценность только по причастности к Божественному Благу. В этом смысле можно говорить о «теологической редукции» аксиологии. Современная аксиология — результат нововременного осознания человеком своего права свободного выбора среди различных благ. Академическая теология Нового времени, не ставя перед собой задачу дать определение ценностям, может иметь особый взгляд на ценностную проблематику. Она доступными ей инструментами и методами способна выполнить роль критического исследования по отношению к тому, что кем-то воспринимается как ценность, указать на наличие или отсутствие в таком явлении сотериологического потенциала. Теология может заниматься историей осознания ценностей в качестве сотериологических и тем, как это восприятие влияло на жизнь человека, общины или Церкви. В статье кандидата философских наук, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Константина Польскова также показаны некоторые особенности, отличающие теологический взгляд на ценности от других способов мышления, и ставится вопрос о разработке теологии культуры.
Национализм в политической теологии протоиерея Думитру Станилоэ. Тезисы доклада Александра Солонченко
На Покровской академической конференции 2024 года доцент Московской духовной академии, кандидат богословия Александр Александрович Солонченко представил доклад о политической теологии протоиерея Думитру Станилоэ, который является центральной фигурой румынского богословия ХХ века. В этой публикации мы предоставляем нашим читателям возможность ознакомиться с содержанием доклада.
Некоторые аспекты нового богословия. Богословие без философии?
Вспоминаем статью Дмитрия Романовского, посвященную некоторым спорным вопросам современного западного богословия.
Еще раз о Брестской церковной унии: канонические доводы униатских полемистов первой половины ХVII в.
Теме Брестской церковной унии и ее отдельным аспектам посвящена обширная научная литература. Между тем вопрос о том, какие канонические аргументы выдвигались сторонниками унии с целью обоснования ее необходимости, ранее специально не изучался. В статье кандидата исторических наук, доцента, заведующего кафедрой философии и специальных исторических дисциплин Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, действительного члена Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова (Барсовского общества) Санкт-Петербургской духовной академии Сергея Федоровича Веремеева предпринята попытка восполнить этот пробел в историографии на основе анализа униатских полемических сочинений первой половины ХVII в. Их авторами были еп. Ипатий (Потей), Иосиф Вельямин Рутский, Иоаким Мороховский, Лев Кревза и другие. В результате исследования сделан вывод, что униатские полемисты в поддержку своей позиции ссылались на решения поместных и вселенских соборов (включая в число последних соборы в Лионе 1274 г. и во Флоренции 1439 г.), стремились доказать неканоничность Брестского православного собора 1596 г. и епископских хиротоний, совершенных иерусалимским патриархом Феофаном в 1620 г., убедить в истинности католической доктрины о верховенстве римских пап в христианском мире. Каноническая аргументация униатской стороны имеет свою логику, но в то же время является уязвимой для критики. Статья подготовлена на основании доклада, сделанного автором на VII Барсовских чтениях (08.12.2023 г., СПбДА).
Л. П. Карсавин и В. Н. Лосский: экклесиологические параллели
Упоминание о влиянии идей Л. П. Карсавина на В. Н. Лосского, слушавшего лекции философа в Петербургском университете, нередко встречается в исследовательской литературе. Об этом влиянии говорят такие авторы, как Р. Уильямс, С. С. Хоружий, прот. Г. Флоровский, С. Н. Никитина и другие, однако все они сосредотачиваются преимущественно на двух пунктах: значение Filioque для развития западной цивилизации и концепция личности. Таким образом, за рамками рассмотрения остается еще один важный — экклесиологический — аспект наследия обоих авторов. Он связан прежде всего с вопросом, может ли административная структура Церкви быть обусловлена ее мистической жизнью и, таким образом, иметь не исторически преходящее и относительное, а экзистенциальное значение. В. Н. Лосский задается этим вопросом впервые в «Очерке мистического богословия», а ответ на него дает уже в своих послевоенных работах, прежде всего в статьях, опубликованных в новой серии «Вестника Русского западно-европейского Патриаршего экзархата» за 1950 г., — «Соблазны церковного сознания» и «О третьем свойстве Церкви». В них формулируется представление об «апостольских кругах» иерархии, которые могут реализоваться на уровне как вселенской, так и поместной Церкви, в равной мере сохраняя свою кафоличность и являясь отражением божественного Триединства. Немного ранее Л. П. Карсавин, отталкиваясь от идей гр. де Местра, А. С. Хомякова и В. С. Соловьёва, на протяжении 1920-х гг. разрабатывает свою концепцию «симфонической личности», каковой, согласно ему, является в том числе Церковь, причем симфонические личности поместных церквей, входя в симфоническую личность Вселенской Церкви, в то же время обладают и ее полнотой. Сопоставление указанных концепций позволяет прийти к выводу о том, что В. Н. Лосский так или иначе воспользовался идеями своего учителя, переведя их при этом с философского на богословский горизонт.
Мнение
Московская духовная академия и портал «Богослов.RU» поздравляют Святейшего Патриарха Кирилла с днем рождения
Ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главный редактор портала «Богослов.RU» епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения.
«Лучше всего учиться у того, кто является твоей противоположностью». Профессор Жан-Клод Ларше о западной философии, личной эффективности и приходе к вере
Директор издательства Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле Holy Trinity Publications Николас Чампен беседует с патрологом и богословом Жан-Клодом Ларше в подкасте «Джорданвилльские чтения». Приводится в сокращении.
«Лица Академии 3.0» — в этом году на портале «Богослов.RU»!
Ответы на острые вопросы, истории из жизни Московской духовной академии и прогнозы на будущее — в третьем сезоне передачи «Лица Академии», который выйдет уже в нынешнем году на обновлённом портале «Богослов.RU».
Пение и «мусикия»: историческая коллизия русского богослужебного пения в XVII–XVIII вв.
Статья старшего преподавателя регентского отделения Воронежской духовной семинарии диакона Димитрия Ушакова посвящена смене церковно-певческих парадигм в XVII–XVIII вв. В историю русского богослужения эти века вошли как эпоха радикального перелома в системе церковного пения. Происходит смена древней, одноголосной традиции и замена ее на новую, партесную. Церковное пение начинает восприниматься как одна из форм музыкального искусства, а не как «поемое слово». Сакральная по функции и по конструктивным принципам невменная нотация заменяется рационально-математической нотолинейной. Церковные певцы перестают рассматриваться как совершители/участники богослужения и становятся мало-помалу вольнонаемными музыкантами-исполнителями, чье искусство сопровождает богослужение. Церковный композитор тоже может быть свободным светским профессиональным музыкантом. Принцип мелодической иерархии сменяется свободным выбором репертуара. В итоге происходит обмирщение богослужения.
Философия не дает того, чем можно жить
Вспоминаем интервью с православным американским богословом и философом Дэвидом Брэдшоу об исторической и актуальной связи теологии и философии.
«Мост через девятивековую пропасть»: попытки установления диалога Православной и Римско-Католической Церквей в 60-х годах XX века
Статья кандидата богословия протоиерея Сергия Звонарёва знакомит читателя с попытками установить диалог между Православной и Римско-Католической Церквями в 60-е гг. XX в. — время, которое характеризовалось интенсивными межхристианскими контактами. В статье использованы материалы церковных и государственных архивов, публикации в официальном церковном печатном органе, исследования зарубежных авторов. Автор показывает, что особую роль в налаживании диалога церквей сыграл Второй Ватиканский собор. Наблюдатели от поместных православных церквей прокладывали непростые пути общения сквозь тернии исторических разделений. В среде автокефальных православных церквей не было единого мнения относительно целей и задач православно-католического диалога, его содержания. Церкви разделились на сторонников Московского Патриархата и приверженцев Константинопольского Патриархата. Москва придерживалась позиции «продуманной медлительности». Фанар был готов начать диалог безотлагательно, намереваясь возглавить этот процесс с православной стороны. Митрополиту Никодиму (Ротову) удалось убедить большинство участников общеправославных встреч в целесообразности отложить объявление о диалоге с католической стороной. Иерарх выступил в защиту свободы поместных церквей самостоятельно вести диалог с Католической Церковью, а также обмениваться опытом такого диалога.
Философия канонического права. II. Право в Церкви
Во второй части цикла статей по философии канонического права рассматриваются причины и принципы существования правового начала в Церкви. В статье кандидата богословия, доцента, заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерея Александра Задорнова критикуется позиция отрицающих возможность права в церковной ограде, на основании взглядов русских и иностранных правоведов и философов демонстрируется необходимость регулирования общественных отношений в Церкви с помощью норм канонического права.
Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха (Часть 1)
Первая часть статьи магистра теологии, старшего преподавателя кафедры богословия Московской духовной академии Вадима Евгеньевича Елиманова и кандидата физико-математических наук, кандидата богословия, доцента, профессора кафедры богословияаМосковской духовной академии игумена Адриана (Пашина) посвящена исследованию учения восточных святых отцов о наследуемых последствиях первородного греха. Цель статьи — определить, что точно наследуется и что точно не наследуется каждым человеком от прародителей. Исследуются причины греха Адама и Евы как их личного выбора. Рассматриваются последствия первородного греха, передаваемые каждому человеку от рождения, а именно: страстность, смертность и тленность физического тела, называемые «тлением естества». Отмечается, что разумная душа человека творится Богом непорочной и безгрешной. В отличие от тела, разумная душа не наследует чего-либо от своих родителей или прародителей. Она также не наследует непосредственно какой-либо склонности, предрасположенности ко греху или какой-либо вид нравственной греховности. Но «тление естества», а через него и падшие духи, склоняют и предрасполагают разумную душу человека к совершению греха, но не предопределяют ее выбор. При совершении личного греха человек приобретает «тление произволения». В свою очередь, «тление произволения порождает следующие изменения в разумной душе: страстность как ее подверженность укоризненным (греховным) страстям (иными словами, устойчивый греховный навык), добровольную порабощенность диаволу и духовную смерть, то есть отсечение от спасительной Божественной благодати.
«Римские орды» и «серьезный сюртук Наполеона»: судьба текста «Россия и Европа» Н. Я. Данилевского (1869–2023 гг.)
Книга Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» многократно издавалась и переиздавалась в последние полтора века. В статье доктора философских наук, проректора по учебной работе, заведующего кафедрой библейских и богословских дисциплин Воронежской духовной семинарии Михаила Алексеевича Прасолова рассматривается текст всех изданий книги с 1869 по 2023 год. В настоящее время нет аутентичного, исправного издания «России и Европы». Академическое издание пока невозможно. Можно осуществить переиздание книги Данилевского на основе текстов первых пяти изданий 1869–1895 гг., с учетом современного опыта подобной работы. «Россия и Европа» должна издаваться вместе с политической публицистикой Данилевского как единый корпус.
Русское православие в Канаде. Беседа с протоиереем Вячеславом Давиденко
Как русский юноша попал в Америку, а потом в Канаду? Каково православному человеку жить и учиться в протестантской среде? В чём отличия богословского образования в России и в США? Как проявляется разница между православными юрисдикциями в Новом Свете? Героем четырнадцатого выпуска портала «Богослов.Ru» стал протоиерей Вячеслав Давиденко — клирик Свято-Троицкого храма в Торонто, председатель молодежного комитета Монреальской и Канадской епархии Русской Православной Церкви заграницей.
Воцерковление философии
Вспоминаем статью кандидата философских наук Александра Александровича Блуда, который обращается к понятиям истинной христианской философии и истинного богословия, как его понимали святые отцы, и поднимает проблему необходимости религиозного соотнесения философии. Публикуемый материал был представлен как доклад на Вторых Покровских чтениях в Киеве в 2010 году.
Противоположные значения термина «первенство» и способы их разведения в греческом богословии XV — нач. XX вв.
Цель статьи кандидата исторических наук, заведующего лабораторией исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Павла Ермилова — еще раз обратить внимание на терминологическое измерение проблемы первенства в Церкви. В качестве материала для исследования выбрана православная полемическая литература поствизантийского периода — как наименее изученная и в целом недостаточно известная. На множестве примеров показана реакция греческих полемистов на употребление католическими оппонентами слова «первенство» не в том смысле, в каком это было принято на Востоке. Православным авторам приходилось постоянно отмечать несоответствие употребляемых понятий, разъяснять содержание и назначение базового термина и очень четко дифференцировать противоположные его значения. В статье выделяются только два взаимосвязанных значения термина «первенство»: властное и порядковое. Другие его значения не рассматриваются. Изложенный материал позволяет лучше понять происхождение и логику противопоставления «первенства чести» и «первенства власти» в современном православном богословии. В качестве практического вывода предлагается более осознанно подходить к употреблению базовой терминологии при изучении и обсуждении проблемы первенства в Церкви.
Правовое регулирование богослужебной деятельности религиозных организаций в Российской Федерации
В статье доцента кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, доцента кафедры церковно-практических дисциплин Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, доцента кафедры церковно-практических дисциплин Тульской духовной семинарии Наталии Сергеевны Семёновой рассматриваются общие положения российского законодательства о совершении богослужений и религиозных обрядов религиозных организаций на примере Русской Православной Церкви, правовое регулирование совершения религиозных обрядов в больницах, детских домах, домах престарелых, а также совершения религиозных обрядов в СИЗО, в местах лишения свободы и в иных местах.
Участие Православной Церкви в организации обществ трезвости (конец XIX — начало ХХ века)
В статье кандидата исторических наук Дмитрия Игоревича Стогова (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ») излагаются основные факты, связанные с участием Церкви в организации обществ трезвости в конце XIX — начале ХХ в. Подчеркивается, что в этом вопросе церковные власти действовали в соработничестве с государственной властью, отмечается, что именно Церковь вместе с народом инициирует создание обществ трезвости. Автором статьи выделено три этапа православного трезвеннического движения в дореволюционный период: 1860–1870-е гг., 1889–1909 гг., 1909–1917 гг. К началу Первой мировой войны в Российской империи действовало почти 2000 обществ трезвости. В статье делается вывод: благодаря созданным до революции православным обществам трезвости значительно сократилось употребление алкоголя в стране, что способствовало физическому и культурному оздоровлению общества (при обществах трезвости существовали народные дома, библиотеки-читальни, чайные, кинематографы и т. д.).
Первый имперский святой
Статья соискателя кафедры церковной истории Московской духовной академии епископа Андрея (Тарасова) исследует процесс канонизации святителя Митрофана Воронежского и ее значимость в контексте понимания святости в Российской империи. Для этого рассматриваются критерии и правила канонизации, существовавшие в XVII–XVIII веках. Святитель Митрофан стал четвертым в череде святых, канонизированных в Синодальный период, но именно он имел особое почитание со стороны императорского дома на протяжении столетий. В работе анализируются исторические свидетельства из жизнеописания святителя Митрофана, где упоминаются черты его святости. Также отмечается особый нетерпимый характер отношения советской власти к святому, как к символу имперского периода, вследствие чего в 1919 году одним из первых произошло вскрытие именно его мощей.
«Его поразила набожность простых людей». Во Франции вышла книга воспоминаний афонского монаха, посетившего СССР в 1976 году
В 1976 году сербский монах с горы Афон побывал в Советском Союзе, а затем написал книгу «Отец Митрофан с горы Афон: воспоминания о поездке в СССР в 1976 году». Текст во французском переводе выпустило в 2024 году издательство Éditions des Syrtes. Переводчик Любомир Михайлович в подкасте портала Orthodoxie.com рассказывает об этом необычном издании.
Философия природы и квантовая физика
Такие области современного естествознания, как квантовая механика, несмотря на полную согласованность с экспериментальными данными, до сих пор требуют адекватного философского осмысления. Вспоминаем статью преподавателя Тобольской духовной семинарии священника Димитрия Кирьянова, в которой сделана попытка показать возможность применения аристотелевской философии природы при осмыслении данных современной науки.
О возможности возникновения трудовых отношений священнослужителей. Юридический и канонический аспект
В статье доцента Белгородской духовной семинарии протоиерея Александра Ярового и магистра Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Макария Александровича Ярового анализируются актуальные вопросы церковного права, трудового права, их традиция и синтез, Евангельская основа, а также проблемы применения основополагающих принципов светского и церковного законодательства в реальной практике церковной и общественной жизни.
Митрополит Исидор Киевский на Руси в 1437–1438 гг.
Статья кандидата исторических наук, доцента Государственного университета просвещения Владислава Андреевича Тулянова посвящена анализу деятельности митрополита Исидора Киевского на Руси в период 1437–1438 гг., а также его взаимоотношениям с русскими церковными иерархами и светскими властями. Исидор Киевский — ярчайшая фигура последнего этапа существования некогда великой Византийской империи, в его судьбе, как в зеркале, отразилась вся сложность и противоречивость византийской истории первой половины XV в. В первый свой приезд Исидор Киевский пробыл на Руси меньше года, около пяти месяцев — в Москве. Однако и за столь короткий срок он успел сделать достаточно: добиться расположения великого князя Василия II Васильевича; сблизиться в Москве с великокняжеской семьей; принять участие в заключении военно-политического союза Москвы и Твери; привлечь к участию в Ферраро-Флорентийском соборе, помимо Москвы, еще Тверь и Новгород; провести реформу церковного управления в Пскове. Фигура Исидора Киевского в истории Московской Руси и Византийской империи первой половины XV в. сложна и многогранна, она знаменует собой последний аккорд в церковных русско-византийских отношениях и вместе с тем закладывает основы для автокефалии Русской Церкви и союза церкви и государства в формирующемся на тот момент Российском государстве.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>