Уже несколько десятилетий российская гуманитарная наука переживает системный кризис, в связи с чем необходимо осмыслить методологию научной деятельности, в частности, в области теологии.
Научность теологического труда не может быть определена специфическим предметом исследования, т.к. он пересекается с философией, религиоведением и другими общественными науками, а также с обоснованием веры в Бога или с определенными догматами. Обоснование веры в Бога — предмет исключительно апологетики, а догматов в Церкви сравнительно немного, и по своему значению они сопоставимы с аксиомами других наук.
В силу этого автор считает критерием научности теологии ее специфический богословский метод, который определяет как соотнесение культурно-исторического явления с нормой религиозного сознания, формализованной в рамках конкретной традиции, с целью выявления его предельных (сотериологических) смыслов. При этом формализованность понимается как некая материальная фиксация нормы религиозного сознания в общедоступной форме. Требование общедоступности изучаемого явления обусловило избрание в качестве сопоставительного объекта не Божественного Откровения (его принимают не все), а нормы религиозного сознания, которая формализуется в Священном Писании и в Священном Предании. Именно с ними должны быть соотнесены предельные смыслы указанного явления. При научном исследовании нельзя опираться на личный духовный опыт святых, но лишь на результат его фиксации Церковью в формальном Предании. Таким образом, сердцевину богословского метода образует Писание, вместе с которым используется основанное на Писании и зафиксированное в данной традиции Предание. К ним примыкают традиции богословской школы, специфика раздела богословия, духовный опыт исследователя, культурно-исторический контекст и т.д. Кроме богословского, теолог использует и другие методы научного исследования.
При выявлении смысла понятия «соотнесение» автор не считает возможным понимать его как механическое сравнение явления с набором цитат из Писания или с определенной формой Предания. Сравнение — лишь вспомогательная процедура. Богословское соотнесение имеет герменевтическую направленность и обусловливает выделение трех разновидностей богословского метода: 1) метод библейской герменевтики; 2) метод святоотеческой герменевтики; 3) метод церковно-исторической герменевтики. В процессе работы богослов выполняет три взаимосвязанных операции: 1) структурно-семантический анализ, выявляющий знаки и их взаимодействие с исследователем; 2) экзегетический анализ (истолкование); 3) собственно богословское соотнесение (выявление сотериологического смысла), которое опирается на вероучительный авторитет Церкви. Выявление предельного (сотериологического смысла) является эсхатологическим, т.к. оперирует понятиями, лежащими вне рамок истории.
В заключение автор применяет разработанную богословскую методологическую модель на примере работы прот. Г. Флоровского «Пути русского богословия» и доказывает, что в ней используется богословский метод, что позволяет отнести ее к разряду историко-богословских трудов.