Статья
Выводы о несостоятельности Закона Божия и законоучителей, суждения о полной утрате их положительного воспитательного влияния на сознание детей, прозвучавшие сначала в советской историографии, а затем повторённые в ряде статей современных исследователей, не подтверждаются фактами. С.П. Синельников во второй части статьи, посвященной роли законоучителя в религиозном обучении, обращается к ряду произведений отечественной и зарубежной художественной литературы, а также к воспоминаниям современников, в которых давались характеристики законоучителям. Автор не обходит вниманием и пути религиозно-нравственного воспитания детей, получившие новое осмысление на Священном Соборе 1917–1918 гг.
Статья
В дореволюционной школе священник-законоучитель признавался первым руководящим лицом в религиозно-нравственном воспитании учащихся. Главнейшими качествами законоучителя считались его религиозность, честность, любовь к делу и детям, терпение, твёрдость воли и настойчивость, самообладание, бдительность, аккуратность и справедливость. В преподавании Закона Божия наблюдались отрицательные факты, о которых сообщалось в периодике. Нередко законоучители проявляли формализм и халатность в проведении уроков Закона Божия. Вместе с тем, в архивных документах и материалах педагогических, церковных и общественно-политических журналов содержится немало свидетельств о законоучителях, достойно исполнявших долг религиозного воспитания учащихся и стоящих на высоте своего призвания. Настоящая статья представляет собой основательно переработанные версии материалов, опубликованных на нашем портале и вэлектронном журнале «Социальные и гуманитарные науки».
Статья
В ряду работ по истории Отечества выделяются
исследования истории Церкви и церковно-государственных отношений. Какой должная
быть методология церковно-научного исследования? Достаточно ли использовать
одни методы гражданской истории? Возможно ли решать исследовательские задачи,
оставаясь только в границах основной научной дисциплины – истории? На эти
важные для исторической науки вопросы отвечает С.П. Синельников.
Статья
Урюпинская икона Божией Матери – одна из трёхсот
чудотворных икон Пресвятой Богородицы, признаваемых и засвидетельствованных
Церковью. Письменные источники, несущие информацию о явлении иконы, о лицах,
причастных к этому событию, и чудесах исцелений, происходивших в XIX столетии, изучил постоянный автор портала
Синельников С.П.
Статья
Во второй части статьи Синельникова С.П.,
посвященной вопросу о религиозном образовании в советской России, показаны
решения правительства по запрещению и полной отмене любых форм религиозного
просвещения в 1919–1929 гг., а также по искоренению религиозного сегмента в
мировоззрении учащихся детей, юношества и взрослых. Указанные меры вели к
расколу семьи, к внутреннему личностному конфликту и уничтожению
нравственности. Уроки введения безбожия необходимо знать и понимать: откуда и
кто мы, куда идём?
Статья
В первой части статьи
Синельникова С.П. рассматриваются и анализируются антинародные решения
советского правительства по запрещению Закона Божия в 1917–1918 гг., а также
определения Священного Собора и Патриарха Тихона, направленные на сохранение
школьного и внешкольного религиозного образования, на поиск новых форм
христианского просвещения народа.
Статья
Временное правительство провозгласило
необязательность изучения Закона Божия, в то время как советское правительство и
вовсе сделало изучение религии недоступным для детей и юношества. Не стали ли соборные определения 1917 г. предпосылкой для
дальнейшей отмены религиозного образования?
Статья
В
советское время антирелигиозная пропаганда вытеснила Закон Божий из учебных
заведений. Однако и сегодня образование остается преимущественно безрелигиозным.
В свете проводимых образовательных реформ стоит обратиться к опыту прежних лет,
вооружиться уроками, предлагаемыми нам прошлым. Найдется ли место религиозному
воспитанию в современных системах образования?
Статья
Проблема духовно-нравственного воспитания и образования на основе православных ценностей стоит в России очень остро. Ясно ощутима настоятельная потребность спасать систему воспитания и образования от нахлынувшей волны суррогатной продукции, разрушающей учащуюся молодежь, отвращающей её от веры, от Церкви и от русской культуры. Внимание автора статьи Синельникова С.П. обращено к поиску возможных путей решения этой злободневной проблемы.
Статья
Современные системы образования зачастую не соответствуют принципам православной педагогики и антропологии и даже явно нарушают их. Как же выработать правильную технологию и методику личностного воспитания? Чтобы ответить на этот вопрос, автор статьи Синельников С.П. предпринимает попытку вернуться к православной педагогике и антропологии, основанной на трудах святых отцов и некоторых выдающихся церковных и светских деятелей XIX–XX вв.
Статья
Вопрос о соотношении философии и христианства издревле волновал умы мудрейших из людей. Может ли богослов быть философом? Помогает ли философия приблизиться к Богу или, наоборот, уводит от Него? Позволительно ли знакомиться со светской образованностью? Возможен ли диалог между философией и богословием? О том, что святые отцы и современные богословы говорят по этому поводу, пишет автор статьи.
Статья
В
статье С.П. Синельникова рассматриваются основные тезисы марксизма и его
последователей в России относительно отмены всякого религиозного образования и
введения безбожного воспитания. Теоретические посылы создателей учения о
диктатуре пролетариата послужили основой для экспериментов в школьной
образовательно-воспитательной деятельности. Отсутствие в настоящее время
единодушия в обществе по поводу необходимости религиозного воспитания в школе
говорит о том, что атеизм за десятилетия проделал в России большую
разрушительную работу и далеко ещё не преодолён.
Статья
Процесс секуляризации системы образования в Донской области был начат большевиками в декабре 1917 г. Противостояли этому органы церковного управления, в частности, Отдел народного просвещения Всевеликого войска Донского (под руководством В. Светозарова), сформированный в 1918 г., и Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ) на Юго-Востоке России, учрежденное в 1919 г. (под председательством Донского архиепископа Митрофана Симашкевича). О попытках восстановления религиозного образования на Дону повествуется во второй части статьи С.П. Синельникова.
Статья
Статья посвящена выяснению исторических
обстоятельств вытеснения, а затем и полной отмены преподавания в школах Закона
Божия в 1917-1925 гг., которая была совершена вопреки воле народа обучать
детей истинам православной веры. В 1917 г., в соответствии с
внеконфессиональной моделью церковно-государственных отношений, Временное
правительство объявило изучение Закона Божия в школах необязательным, сделав
тем самым возможным отказ от приобретения религиозных знаний. Советская власть,
пришедшая на смену Временному правительству, повела решительное наступление на
Церковь в рамках внедряемой в жизнь антицерковной и антирелигиозной программы и
отменила Закон Божий, заменив его «законом безбожия» в контексте советской
политики образования и воспитания в школе.
Статья
В представленной публикации исследуются проблемы системы преподавания Закона Божьего в Российской империи, что, по мнению автора, имеет важное значение для сегодняшней ситуации с преподаванием в школе религиозно-нравственных дисциплин.