Обозначенная тема возможности возникновения трудовых отношений священнослужителей в юридическом и каноническом аспекте затрагивает сущность и основы современной российской юриспруденции в части трудового права, а именно в ее рефлексии на церковное законодательство. Исторически мы неоднократно видели важность научного исследования канонов как части юриспруденции в самых различных ее отраслях. В этой статье затронем некоторые особенности в трудовом праве. Разберем юридические особенности расторжения правоотношений между религиозной организацией и священнослужителем. В статье мы затронем большой общий вопрос, могут ли священнослужители быть наемными работниками в соответствии с канонами. Ведь трудовое право, согласно классическому определению, это отрасль права, которая регулирует трудовые отношения между работником и нанимателем. Далее рассмотрим возможность апелляции прекращающихся или прерывающихся отношений к Трудовому кодексу. С этой позицией, как увидим ниже, соглашается российская государственная, она же светская российская юриспруденция.
Каждый дипломированный юрист, и это сегодня очевидно, обязан знать не только современное законодательство, но и римское право, теорию государства и права, ряд других вспомогательных юридических предметов. Знать не просто как абстрактное прошлое нашего — и не только нашего — государства, что потеряло свое значение и роль, а как основу, формирующую важные формы современного права. Поэтому затронутая нами тема предельно в своих акцентах важна для понимания нашей юридической практики и юридической науки в целом. Можно услышать, что так как церковь отделена от государства, то государство как таковое может игнорировать церковные нормы и постановления. Действительно, как видим в исторической практике, государство может либо признавать, либо не признавать действия и положения церковно-юридических норм. Насколько поднятая нами тема трудовых отношений священнослужителей находит актуализацию в современной практике, в частности в трудовом законодательстве? Декларируемые права и свободы гарантируют для всех равные возможности их реализации. Это для всех понятные общие положения. Формально в трудовом законодательстве определено, что нет каких-либо особых и исключительных норм, и все равны перед законом. Трудовые отношения регулируются российским трудовым законодательством, организационными или юридическими договорами. Так, в России все основные положения трудовых отношений, возникающих в процессе осуществления трудовой деятельности, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.
Священники как лица, обладающие духовным саном и занимающие соответствующую должность в церковной организации, наделены рядом особых прав, непосредственно связанных с их деятельностью. В связи с осуществлением священниками таинств и обрядов, им предоставлено право посещения граждан в местах, характеризующихся особым режимом пребывания: стационарах (п. 11 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), местах лишения свободы (ч. 4 ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Особым значением обладает тайна исповеди, гарантируемая процессуальным и иным законодательством, исключающая возможность допроса священника в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными по результатам исповеди. Кроме того, законодателем предусматривается возможность отказа священника от исполнения обязанностей присяжного заседателя в уголовном процессе. С учетом уважения внутренних установлений религиозных организаций, предусматривающих невозможность несения священником военной службы, действующее законодательство предоставляет последним отсрочку от нее.
Таким образом, церковные отношения не предполагают рассматривать священнослужителей в качестве наемных работников, так как они служат Церкви и Богу, принимая присягу и обязуясь выполнять определенные в ней условия.
Особенности правового положения священников с позиции трудовых и иных связанных с ними правоотношений обусловлены ранее упомянутым правом религиозных организаций определять внутренние установления, на основании которых разрешаются вопросы выбора, назначения и увольнения сотрудников. В силу ч. 1 ст. 24 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях заключение трудовых договоров со священниками возможно только в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации. При этом на настоящий момент Устав Русской Православной Церкви не предусматривает заключение трудовых договоров со священниками[1], а служение в церкви не признается видом трудовой деятельности [7]. Более того, буквальное толкование действующего трудового законодательства в совокупности с внутренним церковным правом свидетельствует о том, что распространение на священников норм трудового права может повлечь за собой коллизионные ситуации, при которых священник как работник будет наделен правом, например, на забастовку, но как служитель церкви он находится в каноническом подчинении епархиальному архиерею. Выполнение священником своих обязанностей не относится к трудовым функциям, им не оформляется трудовая книжка, однако такое служение подлежит зачету в трудовой стаж на основании соответствующего указа вышестоящего духовного лица.
Внутренние положения определяются внутренними установлениями церковных организаций. Такое физическое лицо в юридическом плане вступает в правовые отношения с епархией (митрополией, патриархией) посредством получения указа правящего архиерея о своем назначении. В указе обязательно указывается должность, на которую он назначается: настоятель, то есть руководитель храма (прихода), либо клирик, то есть подчиняться настоятелю — другому священнослужителю. Обязательно указываются дата и номер указа, с какого числа приступать к исполнению новых обязанностей (в церковном обиходе — нового послушания). Указ заверяется подписью и личной печатью архиерея. Оригинал указа получает священник или диакон в канцелярии епархии, обязательно под свою роспись об ознакомлении и получении. Соответствующая запись в трудовую книжку священнослужителя может вноситься, а может и не вноситься. Практика разных епархий свидетельствует как об одном, так и о другом. Примечательно, что в сегодняшней практике трудовые книжки сотрудников храма, кроме священника, как и их личные дела, часто находятся в бухгалтерии или отделе кадров храма, а трудовая книжка и личное дело священнослужителя находится в отделе кадров Епархиального управления. Иногда на практике трудовая книжка священнослужителя, в которую внесены записи-сведения о его приеме, указы о переводах, ведется исключительно для фиксации сроков, то есть для удобства подтверждения всех периодов его службы. Это может использоваться исключительно в целях определения и для удобства дальнейшего назначения социального обеспечения, страхования, а также пенсионного обеспечения. Впрочем, если строго следовать букве закона, то религиозная организация, не являясь работодателем, не должна вносить записи в трудовую книжку.
Лица, осуществляющие работу в религиозных организациях, разделяются на две категории: работники и священнослужители. Этот тезис определяет, нужно ли со священнослужителем и при каких обстоятельствах заключать трудовой договор. Правильный ответ: не нужно. Ниже мы разберем причины такого категоричного ответа. На практике следует отметить, что мы можем встретить самые разные варианты. И это, в свою очередь, приводит к казусным ситуациям и обращениям в суд. Сведения о трудовой деятельности священнослужителей ввиду отсутствия заключенных с ними трудовых договоров не формируются. Мы уже объяснили: предельно важно понимать, что работников как лиц, заключивших с религиозной организацией трудовой договор, следует отличать от священнослужителей. То есть трудовой договор в религиозных организациях заключается со всеми, кроме священнослужителей — тех, над кем совершалось Таинство рукоположения, или хиротония, и которые вступили в должность в соответствии со своей хиротонией. То, что правовому управлению Московской Патриархии приходится давать разъяснения и практические советы структурным подразделениям Московской Патриархии относительно правомерности заключения трудового договора со священнослужителем, а именно — может ли быть священнослужитель стороной правового договора, может ли приход или епархия делать записи в его трудовой книжке, как возникают и прерываются отношения между ним и Московской Патриархией, говорит о важности понимания юридических особенностей этого вопроса. Если любые сотрудники религиозной организации в полной мере обладают статусом наемного работника и осуществляют свою деятельность на основе трудового договора, то священнослужители рассматриваются как служители церкви и в число наемных работников не входят. Все особенности договорных отношений, которые мы описываем в данной теме, регулируются главой 54 Трудового кодекса РФ, где детально и юридически выверенно прописано, какие организации являются религиозными, как нужно заключать трудовой договор с работником такой организации и, что важно для понимания актуальности юридического аспекта нашей темы, каковы особенности расторжения правоотношений между религиозной организацией и священнослужителем.
Исходя из части 2-й статьи 20 ТК РФ, работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Примечательно, что статья 3 ТК РФ запрещает дискриминацию в сфере труда в зависимости от пола, возраста, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника[2]. Статья 3 ТК РФ определяет, что лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального и морального вреда. Случается, что к этой статье обращаются подвергнутые каноническим прещениям (церковным наказаниям) священнослужители, указывая, что у них есть записи в трудовых книжках, а следовательно, у них, по их мнению, возникли трудовые отношения с епархиальными структурами. Такие дела нередко доходят до суда. Поэтому особенно важно и ценно обосновать прерывание таких отношений со священнослужителем. Наша статья носит канонический и юридический характер. Такие отношения мы избегаем называть трудовыми исходя из того, что священник является служителем. Можно предложить такую аналогию: офицер в армии не работает, а служит. Также примеры можно увидеть в некоторых контрактах и на выборных должностях.
Показательный пример на эту тему видим в решении Саратовского областного суда от 28 декабря 2015 года по делу № 21-912/2015, а именно об этом говорится следующее: «Как правильно указал суд первой инстанции, само по себе оформление приказа о прекращении трудового договора и внесение записей о приеме на работу и увольнение (священнослужителя) не может свидетельствовать о наличии со священнослужителем трудовых отношений, поскольку не является основанием для изменения режима правового регулирования возникших правоотношений».
Обобщая приведенные положения, можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, все священнослужители Русской Православной Церкви, в том числе и священники, обладают равным правом на свободу совести и вероисповедания, а с другой — они характеризуются наличием особого правового статуса, получающего свое выражение в специфике правового регулирования трудовых и связанных с ними правоотношений, наличии ряда прав и гарантий, а также установлении запретов и ограничений. Так, в рамках трудового законодательства священники отличаются от работников, регламентация их деятельности осуществляется как с учетом федерального законодательства, так и по правилам внутренних установлений. Священники как лица, наделенные духовным саном, обладают рядом прав, кроме того, процессуальным законодательством гарантируется тайна исповеди. Установленные запреты и ограничения призваны дополнительно обеспечить обособленность церкви от государственных институтов и органов власти.
Полагаем, здесь возможно разобрать еще одну особенность, касающуюся священнослужителя, относящуюся к обозначенной теме. Можно отметить, не теряя главного лейтмотива этой статьи, что канонически обоснована невозможность сохранения статуса священника при двоебрачии. В этом процессе для нас важны моменты, прекращающие отношения между епархией и священнослужителем. Он будет удален со своего прихода указом архиерея по решению Церковного суда. Согласно церковным законам, священник лишится своего места, если будет уличен в двоеженстве. Лишится после определенных следственных и судебных действий: расследования дисциплинарной комиссии, решения Церковного суда, утверждения этого решения правящим архиереем и указом правящего архиерея. Во время следственных, судебных мероприятий и до указа архиерея священнослужитель может быть временно отстранен от занимаемой должности, но прекращение всяческих правоотношений наступает именно после указа правящего архиерея об освобождении от должности настоятеля или клирика определенного храма. Если освобождение происходит в рамках разбираемой нами темы, то в этом же указе может быть прописано запрещение для клирика впредь любых священнодействий и даже ношение священнического наперсного (нагрудного) креста.
Как видим, Трудовой кодекс РФ, Устав Русской Православной Церкви не предусматривают возможности заключения трудовых договоров со священнослужителями. В число наемных работников входят все остальные работники религиозной организации. Для священнослужителей не предусмотрено также увольнение по собственному желанию. Человека, не знающего церковные каноны и наблюдающего за церковной жизнью со стороны, может удивить, изумить и поразить, что священник может оказаться вдовцом, но не может вступать во второй брак даже ради малолетних детей, за которыми действительно нужен тщательный женский уход. Возможно даже, что священник будет положительно характеризоваться со стороны своей паствы. Морально-нравственная сторона этого вопроса, конечно, является важной, но правовая и каноническая является определяющей. Здесь можно определенно сказать, что Православная Церковь единогласно показывают свое абсолютное уважение к святости и таинству любого брака, и особенно, что важно, высоту брака у белого духовенства. Такой подход приемлем для христианского мировоззрения. Нормативная правовая этика раскрывает высокие идеалы нашего права.
На практике бывают случаи, когда хотят применить статью 81 ТК РФ: расторжение трудового договора по инициативе работодателя в части 3, «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации»[3]. Но современное российское законодательство устанавливает, что ни Трудовой кодекс РФ, ни Устав Русской Православной Церкви не предусматривают заключение трудовых договоров со священнослужителями Русской Православной Церкви. Поэтому ссылка на статью 81 ТК РФ здесь неправомерна. Следовательно, у священнослужителя есть только указ правящего архиерея о назначении его на должность, и если наступает указанный случай, то есть доказано, что священник двоеженец, следует указ правящего архиерея о снятии с должности. При этом мы должны понимать, что «отстранение от совершения религиозных обрядов не является увольнением» (Апелляционное определение по гражданским делам СК Саратовского областного суда от 21 января 2016 г. по делу №33-285/2016).
Если отношения между религиозной организацией и священнослужителем не могут регулироваться нормами Трудового кодекса, то следует обращаться к Церковному Уставу и Церковному суду. Судебная система Русской Православной Церкви устанавливается Уставом Русской Православной Церкви, Положением о Церковном Суде, иными церковными установлениями. Как видим из всего вышесказанного, следует досконально и предельно честно прорабатывать тему возникновения трудовых отношений священнослужителей в юридическом и каноническом аспекте, а также темы, сопряженные с ней и затронутые в нашей статье.
Ведь согласно законодательству Российской Федерации, насколько правильной и в каком объеме будет каноническая реакция Церковного суда относительно реальной жизненной ситуации священнослужителя, настолько это судебное решение будет приниматься и при необходимости поддерживаться волевым актом госоргана, как например при апелляции в светский, то есть государственный суд.
Как видим, церковь в поднятом вопросе является локомотивом, толкующим и объясняющим ситуацию. Суд, как мы показали в работе, поддержит обоснованное решение соответствующих церковных структур, согласно определению Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и главы 54 Трудового кодекса Российской Федерации. Здесь мы видим актуальность правильного понимания и применения не только канонического, но и юридического аспекта поднятой темы. Поэтому сегодня мы особенно должны охранять эту сокровищницу знаний, которая не изменяется и не теряют свою силу, свою характеристику во времени, на протяжении последних тысячи лет.
Сама Церковь, будучи царством не от мира сего, но находясь в мире сем, показывая аксиологический опыт идеала совершенства, оказала неоспоримое существенное влияние на формирование jus civile в прошлом. Открываясь как высшая ценность, она оказывает свое влияние на гражданское, семейное и, в определенных случаях, на трудовое право и сегодня. Особенно, как мы видим, в первую очередь это касается таких государств, которые в свои правовые системы как основу заложили римскую и греко-римскую правовую систему. Сегодня наблюдаем своеобразную апперцепцию, когда юридическое сознание обработало каноническую информацию. Россия со своей системой юриспруденции, со своей рефлексией современности, безусловно, является одним из таких примеров. Через правильно определенную практику принятия решений гармония мира восстанавливается в своих правах. Правильная ориентация во множестве правовых нюансов поможет избежать значительных ошибок.
Библиография
- Каноны или Книга Правил. Минск: Братство Архангела Михаила, 2016. 288 с.
- Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
- Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993. 234 с.
- Трудовое право России / И. Г. Выговская, С. В. Колобова, О. С. Королькова и др.; под общ. ред. М. В. Преснякова, С. Е. Чаннова. Саратов: Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина, 2014. 288 с.
- Устав Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/page2.html (дата обращения: 13.10.2023).
- Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 16.02.2017 по делу № 33-537/2017 // Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
[1] Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 16.02.2017 по делу № 33-537/2017 // Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
[2] Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
[3] Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
Источник: Яровой А. Н., прот., Яровой М. А. О возможности возникновения трудовых отношений священнослужителей. Юридический и канонический аспект // Труды Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. Вып. 17. С. 83–91.