Статья
В статье кандидата богословия, PhD, доцента ПСТГУ, научного сотрудника Центра истории богословия и богословского образования иерея Алексия Чёрного предпринимается попытка определить соотношение в трудах свт. Феофана Затворника двух типов руководства в религиозной жизни: со стороны христианской совести и со стороны священника-духовника. В духе святоотеческого наследия, знатоком которого являлся святитель, он осмысляет совесть как основу нравственного самосознания человека. Однако, хотя совесть и играет важную роль в духовной жизни и руководит ко спасению, свт. Феофан настаивает на том, что христианин не может самостоятельно вести подлинно духовную жизнь. Напоминая универсальный закон аскетики, согласно которому «кто сам по себе живет, тот бесплодно живет», святитель впервые в истории русской святоотеческой письменности подробно рисует образ приходского священника как духовного руководителя и описывает соответствующий характер отношений между духовником и духовным чадом. По мнению автора статьи, взгляды свт. Феофана на духовное руководство, с одной стороны, характеризуются укорененностью в Предании Церкви, а с другой — демонстрируют крайний психологизм и индивидуализм.