На определенном этапе жизни человек начинает рассматривать физический мир как целое. Физическая вселенная является феноменом, требующим объяснения своего существования. Некоторые полагают, что можно найти ответ на этот вопрос. Другие полагают, что нет никакой нужды отвечать на этот вопрос вообще. Они считают, что ощущение, что физический мир как целое является проблемным, иллюзорно. Существуют также и те, кто никогда не озадачивал себя этими вопросами, и кто совершенно неспособен акцентировать внимание на подобных рассуждениях. Такие люди не могут заниматься философией религии и погружаться в метафизическую плоскость, для них они представляются набором несуществующих проблем и нонсенсом.
Присутствие загадочности мироздания на протяжении длительного времени в различных культурах объясняет присутствие философии религии и метафизического мышления: эта загадка является, как однажды заметил Шопенгауэр, «маятником, который поддерживает часы метафизики в движении». Поскольку эта загадка является загадкой о физическом мире как целом, раскрытие вопроса о физическом мире должно лежать вне его. Объяснение не может находиться внутри того, что объясняется. Физикализм рассматривает эту загадочность мира как целого как совершенно ошибочную, утверждая, что вне физического мира не существует ничего, что может быть исследуемо. В противоположность этому религия, как система мысли, считает физикализм ошибочным, утверждая, что существует нечто вне физического мира, что может быть предметом ее рассмотрения. Религиозный взгляд принимает достоверность загадочности мироздания. Он принимает, что физический мир, в самом деле, является вопросом, который требует ответа.
В этой книге автор рассматривает центральное положение монотеистических религий о том, что загадочность мироздания может быть обусловлена наличием личного трансцендентного начала - Бога. Мысль о том, что ответ на ключевой вопрос о причинах физического мира может быть личным агентом, является, по мнению автора, тем маятником, который поддерживает часы богословия в движении. Автор фокусирует внимание на главных философских аргументах в пользу существования Бога, пытаясь ответить на следующие вопросы:
1) Что означает тезис, что Бог существует?
2) Существуют ли какие-либо причины полагать, что это верно?
3) Существуют ли какие-либо причины полагать, что это ложно?
4) Каково соотношение между имеющимися доводами в пользу представления о том, что это истинно и верой в Бога?
5) Следует ли верить в Бога?
Книга будет полезна всем, кто интересуется вопросами, связанными с философским и рациональным осмыслением религиозной веры, может быть дополнительным пособием при изучении курсов основного богословия и апологетики.
Содержание
Введение 1
Часть 1. Концепция Бога
- 1. Личностность, трансцендентность, имманентность 9
- 2. Всемогущество, всеведение, вечность 28
- 3. Совершенная свобода, совершенное благо, необходимость 53
- 4. Творец мира, Творец ценностей 70
- 5. Бог Откровения, Податель вечной жизни 81
Часть 2. Существование Бога
- 6. Аргументы за и против существования Бога 113
- 7. Онтологический аргумент 125
- 8. Аргумент от замысла 133
- 9. Космологический аргумент 153
- 10. Религиозно-опытный аргумент 163
- 11. Аргумент на основании сообщений о явных чудесах 179
- 12. Проблема зла 198
Заключение: вера 219
Примечания 234
Библиография 261
Индекс 271