Агиология и агиография
Статья
Статья соискателя кафедры церковной истории Московской духовной академии епископа Андрея (Тарасова) исследует процесс канонизации святителя Митрофана Воронежского и ее значимость в контексте понимания святости в Российской империи. Для этого рассматриваются критерии и правила канонизации, существовавшие в XVII–XVIII веках. Святитель Митрофан стал четвертым в череде святых, канонизированных в Синодальный период, но именно он имел особое почитание со стороны императорского дома на протяжении столетий. В работе анализируются исторические свидетельства из жизнеописания святителя Митрофана, где упоминаются черты его святости. Также отмечается особый нетерпимый характер отношения советской власти к святому, как к символу имперского периода, вследствие чего в 1919 году одним из первых произошло вскрытие именно его мощей.
Статья
Традиционно в ряду христианских святых, достойно несших свое служение в качестве глав государств, большее внимание уделяется святым мужам, но не святым женам. Вспоминаем статью Кирилла Рожнова, в которой предлагается краткий обзор путей святости жен, в той или иной степени связанных с земной властью.
Статья
Вспоминаем статью председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии, кандидата педагогических наук иеромонаха Онисима (Бамблевского), который анализирует вводную часть жития святой благоверной княгини Евдокии Московской (в иночестве Евфросинии), супруги благоверного князя Дмитрия Донского. Автор выявляет художественные особенности формирования образа святой с точки зрения житийного канона.
Статья
Вспоминаем апробационную статью протоиерея Фридона Асатиани, в которой рассматривается значимый период истории Грузинского государства, связанный с личностью святой благоверной царицы Тамары. Статья опубликована в авторской редакции.
Статья
Перед вами — проповедь протоиерея Николая Чукова (впоследствии митрополита Ленинградского и Новгородского Григория), произнесённая в Троицком соборе Александро-Невской лавры в день памяти святого благоверного князя Александра Невского 6 декабря 1932 года. Публикуется впервые.
Статья
В статье доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории и историко-культурного наследия Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина Дениса Александровича Ляпина рассматривается эпизод «Повести о житии Александра Невского», в котором рассказано видение стражника русской дружины Пелугия накануне Невской битвы 15 июля 1240 г. Согласно этому тексту, Пелугий увидел перед восходом солнца ладью со св. страстотерпцами братьями Борисом и Глебом, плывущими, чтобы помочь св. князю Александру в предстоящей битве. Автор подробно рассматривает данный эпизод и выделяет содержащиеся в нем символические элементы, несущие смысловую нагрузку для формирования композиции всего произведения: восходящее солнце, ладья со святыми братьями и упоминание имени ап. Филиппа. Эти символы трактуются автором следующим образом: корабль (ладья) традиционно обозначает христианскую церковь, кроме того, св. страстотерпец Глеб был убит именно в ладье; восходящее солнце может указывать на начало подвижнической деятельности благоверного князя Александра; имя ап. Филиппа отсылает нас к евангельскому сюжету о просьбе апостола к Иисусу Христу «показать Отца». Данные элементы рассмотренного эпизода придают сюжету о видении Пелугия особенное значение для понимания замысла «Повести о житии Александра Невского».
Статья
Сентябрь на портале «Богослов.RU» посвящён сути подвига благоверных князей. Впоминаем автореферат работы, представленной Даниилом Николаевичем Матрусовым (ныне иеромонахом Григорием, доктором церковного права) в Московскую духовную академию на соискание учёной степени кандидата богословия. Защита диссертации состоялась в 2010 году.
Статья
Статья независимого исследователя Петра Борисовича Жгуна посвящена учению наставников монашества прп. Паисия Нямецкого и прп. Василия Поляномерульского. Рассматриваются сходства и различия в их поучениях и аскетическом пути, деятельность по распространению переводов сочинений святых отцов. Анализируется учение этих святых об умной молитве.
Статья
Преподобный старец Паисий Святогорец — один из самых уважаемых и широко почитаемых святых XX века. Он известен не только своей святой жизнью, но и творениями, в которых затрагивает разные аспекты духовной жизни. Вспоминаем статью ректора Донской духовной семинарии протоиерея Тимофея Фетисова, который, пользуясь отсылками к книгам афонского подвижника, рассказывает, чем стоит руководствоваться, выбирая для себя путь священства, и каким должен быть современный священник, чтобы заслуженно именоваться пастырем.
Статья
Для большинства православных людей в России почитание мощей святых угодников – данность, основания которой не ставятся под сомнения. Однако что именно считать нетленными мощами – когда сохраняется все тело святого или только кости? В разных Православных Церквях на этот вопрос отвечают по-разному. Вспоминаем статью диакона Алексия Попова, который рассуждает об основах почитания мощей в России.
Статья
Отличительными особенностями истории Русской Церкви в советский период были ожесточенные гонения со стороны безбожных властей и мужественное стояние за Веру Христову сонма новомучеников и исповедников. Изучение и осмысление их подвига представляется очень актуальным. Цель статьи доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаила Витальевича Шкаровского заключается в выявлении проблем, которые мешают в настоящее время прославлению в лике святых новомучеников Русской Православной Церкви. В этой связи важным представляется: определение количества репрессированных за Веру в СССР, поиск мест их захоронений, постепенное признание Московским Патриархатом канонизации новомучеников, проведенной Русской Православной Церкви за границей, устранение затруднений с канонизацией представителей «правой церковной оппозиции», но прежде всего ликвидация ограничения доступа и копирования архивно-следственных дел, имеющих 70‐летний срок давности. При этом, несмотря на существующие трудности и проблемы, канонизация новомучеников Русской Православной Церкви продолжается.
Статья
Статья заведующей библиотекой Коломенской духовной семинарии Ирины Евгеньевны Щеголевой посвящена истории обретения мощей святителя Феодосия (Ганицкого), схиепископа Коломенского, и их медико-антропологическому освидетельствованию, которое позволило составить портрет святого и установить многие недостающие факты его в житии. Исследование основано на официальных документах и воспоминаниях очевидцев, сохранившихся в личных архивах. Изучение документов и уточнение фактов рассматривается как дополнительный источник знаний о жизненном пути святого, о круге его общения и о том, что ранее было известно лишь некоторым близко знавшим его людям. Цитаты приводятся с сохранением авторской орфографии и пунктуации. Статья может представлять интерес как для церковного, так и для светского исследователя.
Статья
Вспоминаем статью Анатолия Холодюка о поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна, в первой части которой рассказывается об истории двух православных приходов в баварской столице, а также о тех многочисленных христианских святынях и реликвиях, которые хранятся в Мюнхене, величаво названном в XVII–XVIII веках «Римом в Баварии».
Статья
В статье главного редактора издательства «Наследие Православного Востока» Андрея Петровича Власюка вкратце повествуется об истории написания и издания пяти «классических» житий прп. Паисия Величковского, три из которых были написаны на румынском языке (монахом Виталием, иеродиаконом Григорием Даскалом и схимонахом Исааком Даскалом), а два — на славянском (схимонахами Митрофаном и Платоном). Автор описывает как основные различия этих произведений, так и их связи и зависимости. В конце статьи автор дает свою версию ответа на вопрос: какими соображениями руководствовались отцы Оптиной пустыни, когда выбирали для публикации именно житие, написанное Платоном.
Статья
Архимандрит Дамаскин (Орловский) начал собирать сведения о новомучениках и исповедниках ХХ века еще в советские годы, задолго до их прославления. Благодаря ему со слов очевидцев были составлены и записаны десятки биографий современных подвижников. Сейчас отец Дамаскин — член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Мы поговорили с ним о том, как отличать подлинные сведения от неточных, почему почитание новомучеников должно быть неотъемлемой частью духовной жизни, а также о том, возможны ли подобные гонения сейчас.
Статья
В статье кандидата философских наук, научного сотрудника Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Максима Александровича Приходько исследуется модель святого императора, сформированная Евсевием Кесарийским в одном из первых памятников христианской агиографической литературы «Жизнь Константина». За основу анализа берется предложенное Евсевием типологическое сопоставление императора Константина с библейской фигурой Моисея. В рамках этого сравнения прослеживается развитие «священной истории» в биографии христианского василевса как своего рода продолжение библейского нарратива. Используя теорию Филона Александрийского о законе природы как «неписаном образце» законодательства Моисея, Евсевий выявляет священный образец, лежащий в основе жизни императора Константина, объединяющий его с фигурой Моисея. Следование имп. Константина Логосу позволяет ему осуществить на новом уровне тот же образец, который был реализован Моисеем в давнем времени. В развитии типологической линии Константин — Моисей прослеживаются три момента становления фигуры Константина в священной истории: получение царства, принятие служения священства и обретение дара пророчества.
Статья
О том, чтим ли мы на самом деле новомучеников, «Богослов.Ru» побеседовал с протоиереем Кириллом Каледой, настоятелем храма святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской (Воскресения Христова) в Бутове.
Статья
О низовых инициативах «мучениколюбцев» и богословском осмыслении памяти беседуем с Игорем Владимировичем Гарькавым — директором Мемориального центра «Бутово». Беседа состоялась в дни Рождественских чтений, в рамках которых Мемориальный центр провел семинар, посвященный методологии сохранения памяти новомучеников.
Статья
В статье кандидата богословия иеромонаха Митрофана (Божко) (Киевская духовная академия и семинария) рассматривается почитание Архистратига Михаила в Киеве в контексте представления о стольном граде Руси как Новом Иерусалиме. Данная концепция сложилась под влиянием принятия христианства и отразилась в ряде письменных и архитектурных памятников. В них русичи по-новому осознавали себя в мировой истории и соответственно организовывали свое жизненное пространство. Автор пытается показать, что возникновение культа Архистратига Михаила являлось одним из элементов, утверждавших эту идею. Его почитание было не только княжеско-воинским, что характерно для всей христианской ойкумены, но имело свои особенности. В народном сознании святой Михаил сражался с диаволом и помог избавиться русичам от его власти, когда они принимали Крещение. Эти мотивы отразились в строительстве храмов, посвященных Архангелу: один — рядом с местом, где стоял идол Перуна, второй — за Киевом, где идол прибился к берегу и был окончательно повержен. Эпизоды, связанные с победой над язычеством при помощи Архистратига, имели свои параллели в библейской и церковной истории.
Статья
В статье магистра истории, старшего преподавателя Рязанской духовной семинарии Сергея Геннадьевича Холопова затронута тема русской святости в XIX веке как одна из важнейших в классическом труде протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия». Автор подчёркивает, что среди критики немалого количества исторических церковных и светских деятелей отцом Георгием заметно выделяются положительные образы русских святых. Для Флоровского совершенно невозможно заниматься богословием или церковной деятельностью в отрыве от реальной духовной жизни — в противном случае это приносит только вред и разрушение самого церковного организма. Можно определенно сказать, что для отца Георгия русские святые являлись своего рода показателем духовного состояния русского общества, живыми ручейками, благодаря которым духовная жизнь не совсем угасала и продолжалась.