Литургическое богословие

События
Издан труд священника Анатолия Жураковского «Литургический канон теперь и прежде»
Статья
К проблеме истории формулы освящения Святых Даров в Литургии святителя Иоанна Златоуста
В статье старшего преподавателя кафедры филологии Московской духовной академии иеромонаха Тихона (Зимина) обосновывается необходимость специального исследования важнейшего момента Литургии, связанного с освящением евхаристических Даров. Для понимания смысла текста необходимо очистить его от позднейших наслоений. Также рассматривается история формирования формулы освящения Святых Даров. Автор прослеживает изменения данного текста, начиная с древнейших свидетельств, относящихся ко II в., вплоть до XIV в., когда окончательно сложился поздневизантийский чин анафоры. Сделан вывод о позднем характере слов: «преложив Духом Твоим Святым» — и о еще более позднем времени формирования практики троекратного благословения Святых Даров.
Статья
Серьезность литургии
Вниманию читателя предлагается перевод шестой главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885–1968).
События
Издательство Ватопедского монастыря выпустило литургические сочинения святого праведного Николая Кавасилы
Статья
Символизм литургии
Вниманию читателей предлагается перевод главы «Символизм литургии» из книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885–1968).
Статья
Превосходство логоса над этосом
Вниманию читателя предлагается перевод седьмой главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885–1968).
Статья
Литургическое богословие псалма 120 (121)
«Псалмы восхождений» (Пс. 119–133) можно понимать как песни паломников, исторически связанные с Сионом, а символически — с путешествием человека по дороге жизни. Входящий в состав данного сборника псалом 120 (121) достаточно краткий, в нем нет отсылок к историческим событиям прошлого. Видимо, поэтому в отечественной библеистике он остался без внимания. В иностранных исследованиях (Боб Бэкинг, Артур Вайзер, Клаус Сейбольд) данная поэма нередко интерпретируется как частная песнь паломника, покидающего родной дом, написанная в форме диалога отца с сыном. Следуя рассуждениям Зигмунда Мувенкеля, Ганса-Иоахима Крауса, Марины Манатти, автор статьи предпочитает литургический подход к анализу псалма 120 (121). Исследование композиции и стилистики псалма показывает, что текст удобен для антифоного пения. В поэме имеется риторический вопрос паломника (стих 1), ответ на него священника (стих 2) и слова утешения (стихи 3–8). Теология псалма концентрирует внимание читателя на роли Яхве, который выступает по отношению к человеку не только творцом, но и помощником, хранителем, твердыней и покровом. Особенности литургического богословия данного гимна, по мысли автора статьи, показывают, что в дошедшем до нас виде текст адаптирован для богослужебного исполнения. Следовательно, он в первую очередь исполнялся в храме священниками и левитами, а во вторую — его продолжали исполнять возвращающиеся домой рядовые израильтяне.
Статья
Стиль литургии
Вниманию читателя предлагается перевод третьей главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885—1968).
Статья
Возвышенное и земное: дебаты о языке богослужения в Русской Православной Церкви
Впоминаем статью Анны Гопенко, анализирующую опыт Римско-Католической, Немецкой Евангелической и Американской Православной Церквей, которые в свое время также столкнулись с проблемой языковой реформы богослужения.
Статья
Практические вопросы, связанные с богословским осмыслением проскомидийных поминальных частиц
Статья Master of Arts in Theological Studies (University of Fribourg, Switzerland), старшего преподавателя Минского духовного училища диакона Иоанна Лященко посвящена решению практических задач, встающих перед православным священнослужителем при совершении Божественной Литургии и связанных с проскомидийными поминальными частицами. Автор предлагает возможные варианты рационального использования ресурсов для улучшения качества служения и его большего благообразия. В первую очередь рассматривается легитимность акцентирования внимания верующих на проскомидийном поминовении как наиболее важном в Божественной Литургии. Затем обсуждается вопрос чтения большого количества записок о здравии и о упокоении в соответствии с пастырским голосом совести и рекомендациями священноначалия. Далее исследуется возможность «случайного» освящения поминальных частиц в момент epiclesis’а через наложение крестного знамени литургисающим клириком на все содержимое дискоса. Статья завершается историческим экскурсом и опытным разбором порядка ссыпания поминальных частиц, чтения Пасхальных текстов и формулы «Отмый, Господи…», а также потребления Святой Чаши.
Статья
Платонический характер восприятия церковнославянского языка в Московской Руси (XIV-XVII вв.). К православной философии культа
Вспоминаем статью иерея Григория Мусохранова, в которой автор, пользуясь современной методикой структурного анализа, пытается «смоделировать» средневековое восприятие церковнославянского языка. Дана компиляция из работ семиотиков и культурологов, исследовавших этот вопрос.  Автор – консерватор, ратующий за архаизацию современного богослужебного текста и за «реформу мировоззрения» – за воскрешение средневекового отношения к сакральному тексту.
Статья
Литургическое единство
Вниманию читателя предлагается перевод второй главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885—1968).
Статья
Литургическая деятельность свт. Филарета, митрополита Московского
Современное богослужение таким, каким мы его знаем, появилось не вдруг и не сразу, а складывалось на протяжении веков, постепенно изменяясь в тех или иных своих чинопоследованиях. Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, мы знаем как искреннего любителя православного богослужения. Литургическая деятельность святителя оказала бесспорное влияние на современную ему богослужебную жизнь Русской Церкви. Ему пришлось столкнуться с запутанностью и разночтением служб и обрядов. Богослужебный устав священнослужителями перестал исполняться должным образом. Кандидат богословия, доцент кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерей Сергий Маратканов рассматривает деятельность святителя Филарета по его регламентации, а также причины, что привели к разночтениям в богослужении и мешали его единообразному совершению.
События
Издана книга «Литургическая теология Псалтири»
Статья
Иеромонах Варнава (Лосев): О любви к богослужению, традициях МДА и постриге в 22 года
Что общего между монашеством и коммунизмом? Нужно ли менять богослужение под современные реалии? Чем плохи литургические реконструкции? Зачем молодой выпускник МИФИ бросил всё и ушёл в монастырь? Отвечает благочинный Покровского академического храма, инженер МДА иеромонах Варнава (Лосев).
События
Вышла книга протоиерея Владимира Воробьёва «Литургическое предание Православной Церкви. Православные таинства и монашеский постриг»
Статья
Литургическая молитва
Вниманию читателя предлагается перевод первой главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885—1968).
Статья
История развития практики поминовения живых и усопших за проскурмисанием
В статье Master of Arts in Theological Studies (University of Fribourg, Switzerland), старшего преподавателя Минского духовного училища диакона Иоанна Лященко рассматривается история поминовения живых и усопших за проскурмисанием. Автор приходит к выводу, что XII в. стал переломным моментом в переходе от древней практики служения на многих Агнцах к совершению Евхаристии только на одной Агничной просфоре. Жертвенный характер приношений верующими просфор в чью-либо память сохранялся, но их употребляли для служения уже не целиком, а изымали некоторую часть, которую располагали на дискосе с произнесением особой молитвенной формулы.
Статья
Проблемы богословского осмысления проскомидийных поминовений
В статье Master of Arts in Theological Studies (University of Fribourg, Switzerland), старшего преподавателя Минского духовного училища диакона Иоанна Лященко рассматриваются различные богословские подходы к поминовению Божией Матери и святых угодников во время проскомидии.
Статья
К истории формирования чинопоследования протесиса: совершители проскомидии
В статье Master of Arts in Theological Studies (University of Fribourg, Switzerland), старшего преподавателя Минского духовного училища диакона Иоанна Лященко раскрывается история возникновения и развития чинопоследования проскомидии. На взгляд автора, трансформация отношения клириков к совершению протесиса является одной из ярчайших иллюстраций к так называемому пятому литургическому закону А. Баумштарка, когда обычные и утилитарные действия священнослужителей во время богослужения со временем приобретают символическое значение, подвергаются сакрализации и дальнейшей кодификации.
Статья
Чин Воздвижения Креста: историко-литургический очерк
В очерке профессора Николая Дмитриевича Успенского рассказывается об истории возникновения и содержании чина Воздвижения Креста, который ежегодно совершается на Всенощном бдении праздника Воздвижения Креста Господня в соборных и некоторых приходских храмах.
Статья
Литургия как игра
Вниманию читателей предлагается перевод главы «Литургия как игра» из книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885—1968). Автор рассматривает богослужение как пространство священной игры, в котором жизнь человеческой души раскрывается во всей полноте бытия.
Статья
Традиции богослужебной литературы в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя
В статье кандидата филологических наук, кандидата богословия, доцента Московской духовной академии архимандрита Симеона (Томачинского) проводятся смысловые и текстуальные параллели между книгой Николая Васильевича Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» и богослужебными текстами. На взгляд автора, молитвы и религиозные песнопения были одним из источников вдохновения для Гоголя, а органическая связь с церковными памятниками характерна для всей русской классической литературы.
События
В лектории «Неопалимая Купина» пройдёт беседа десятая: «Закон молитвы и закон веры. Рождение православного литургического богословия»
Статья
Перевод статьи профессора протоиерея Думитру Станилоэ «Богослужение Православной Церкви как среда действия Святого Духа на верующих»
Данная статья была опубликована в румынском богословском журнале Ortodoxia в 1981 г. В статье рассматриваются вопросы пневматологии в связи с сакраментологией Православной Церкви. Протоиерей Думитру Станилоэ делает акцент на феноменах богообщения и обожения, которые совершаются посредством православного богослужения, выражающего при этом надежды, чаяния, духовные мысли и чувства верующих.
Статья
Христианская эсхатология: вечность во времени
В статье доктора богословия, заслуженного профессора Московской духовной академии Михаила Степановича Иванова поднимается вопрос о смысле выражений «последние времена», «последние дни» и подобных им, которые занимали важное место в богословском лексиконе первых христиан, однако остались обойдены вниманием русского «школьного богословия». Основываясь прежде всего на богослужебной традиции Церкви, автор противопоставляет историческое «линейное» время сакральному литургическому или эсхатологическому. В этом последнем нет «прежде» и «после», но лишь «вечное теперь» — и именно здесь находится ключ к святоотеческому пониманию христианской эсхатологии.
События
«Литургическая неделя» пройдёт в июле в Париже
Статья
Summorum Pontificum и Traditionis Custodes. Две литургические стратегии
Вступление на Римскую кафедру папы Франциска стало началом важных преобразований в Католической Церкви. Одним из наиболее обсуждаемых стало ограничение полномочий на использование Тридентского миссала, введённое в 2021 году. Какая логика стоит за этим решением? Означает ли оно разрыв с церковной политикой предыдущего понтифика? Как литургия созидает церковное единство? Ответам на эти вопросы посвящён материал, предлагаемый вниманию читателя.
Статья
Учение св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве. Часть 2
В продолжении статьи Вадима Елиманова о евхаристическом богословии Николая Кавасилы подчеркивается, что всякая жертва совершается в момент изменения состояния, когда «дар» становится «жертвой». Если Голгофская Жертва совершилась через распятие (Христос из «Дара» Богу стал «Жертвой» Ему), а ветхозаветные кровавые жертвы совершались через заклание (жертвенное животное из дара становилось жертвой Богу), то Евхаристическая Жертва совершается через преложение: хлеб и вино становятся истинной Жертвой — Телом и Кровью Агнца Христа.
Статья
Учение св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве. Часть 1
Работа праведного Николая Кавасилы «Изъяснение Божественной литургии» широко известна в Православной Церкви, но каким было учение святого о Евхаристии как Жертве, до сих пор мало изучено. Аспирант Московской духовной академии Вадим Елиманов предпринял попытку системной реконструкции этого учения. Евхаристия предстаёт как Богочеловеческая Жертва, в которой Церковь как собрание верующих под видом хлеба и вина приносит свою жизнь в жертву Богу. В ответ Бог подаёт верным Самого Себя. Важным открытием становится смысловая связь между этапами совершения Евхаристической Жертвы, этапами совершения ветхозаветных жертв и этапами домостроительства спасения, совершённого Христом.
1 2 3 4 5 6 7 > >>