Редакцией портала «Богослов.RU» подготовлен обзор научно-богословских исследований по темам христианской философии и отношений между христианством и философией, вышедших в журналах и сборниках на русском языке в 2023 году. Материалом для обзора стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. В рамках обзора проанализировано 24 статьи, которые разделены на категории «Христианство и античная философия» (2 статьи), «Христианство и средневековая философия» (2 статьи), «Христианство и русская философия» (12 статей) и «Христианство и философия на современном этапе» (8 статей). Необходимо отметить, что тематика некоторых статей соответствует более чем одной категории одновременно.
* * *
Христианство и античная философия
Статья о. Димитрия Дегтярёва посвящена апологетическому методу Евсевия Кесарийского, который он использует в своем трактате «Евангельское приуготовление». По словам автора статьи, этот метод имеет две цели: показать читателю превосходство христианского вероучения над мудростью эллинов и дать ответ на распространенное в то время обвинение против христиан в предательстве традиции и мудрости эллинского отечества. С помощью цитат эллинских философов Евсевий показывает наличие большого количества разногласий по самым базовым вопросам философии, из чего делает вывод о ложности эллинской философии. В статье о. Димитрия рассматриваются основные особенности апологетического метода Евсевия Кесарийского, классификация видов противоречий, выделяемых Евсевием у эллинских философов, взгляд Евсевия на причину этих противоречий, а также результативность апологетического метода Евсевия и его проблемные моменты.
В статье Д. В. Прахта исследуется отношение раннехристианских апологетов к античной философии. Автор статьи анализирует сочинения Татиана, Ермия, Тертуллиана, Иустина Философа, Афинагора, Феофила Антиохийского и других апологетов, показывает их различные оценки античной мысли: от полного неприятия до компромисса. По словам автора, апологеты видели в христианстве истинную философию, которая давала ответы на все вопросы; античную философию они воспринимали как подготовку и движение к христианству. Поэтому даже те апологеты, кто отрицательно относился к философии, использовали ее язык и методологию в своих сочинениях.
Христианство и средневековая философия
Статья Д. И. Макарова представляет собой попытку проследить влияние философских рассуждений Феодора Метохита на образ Варлаама Калабрийского в «Ромейской истории», написанной учеником Метохита Никифором Григорой. По словам автора статьи, Никифор Григора, испытав влияние идей Феодора Метохита о ложных надеждах и судьбе тех, кто им предается, следуя дани памяти своему учителю и модели литературного театра, создал не только исторический, но и литературный портрет Варлаама как законченного неудачника. Как отмечает автор, в этом следовании Григоры моделям и рассуждениям Метохита свою роль сыграли и традиции философской дружбы между наставником и учеником, близкие к описанным в платоновском диалоге «Лисид».
Шилов Е., иер. Концепция человека как Imago Dei у блаженного Августина и Майстера Экхарта // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 14. С. 57–66.
Статья о. Евгения Шилова посвящена сравнительному анализу идей Августина и немецкого мистика Майстера Экхарта, в частности осмысления ими понятия «образ Божий». По словам автора статьи, для обоих мыслителей образ Божий в человеке — это то начало, которое отличает нас от остального тварного мира, что является предпосылкой для духовного совершенствования и богопознания как окончательной цели человеческой жизни. Однако если Августин понимает образ Божий прежде всего как ум, способный на постижение Бога и причастие Ему, то есть как некое качество тварной природы, позволяющее иметь отношение с Божественной природой, то Экхарт воспринимает образ Божий как нечто Божественное, частицу Божества, которая делает нас в некоторой степени сродными с Богом и открывает путь к открытию и созерцанию Бога в душе. Как отмечает о. Евгений, Экхарт углубляет августиновское понимание и открывает новые перспективы для дальнейших богословских размышлений.
Христианство и русская философия
В статье иером. Александра (Богдана) анализируется содержание концептов «знак / образ» у Майстера Экхарта и «символ» у Николая Бердяева, предпринимается попытка компаративного анализа. Как отмечает автор статьи, идеи немецкого мистика оказали влияние на формирование религиозно-философских взглядов Н. А. Бердяева, и он неоднократно обращался к наследию Экхарта. Согласно выводам автора, понятия «знак / образ» и «символ» у этих авторов значительно различаются: если М. Экхарт использовал понятие «знак / образ» в гносеологии, антропологии, триадологии и христологии, то Н. А. Бердяев с помощью понятия «символ» пытался разрешить проблему двойственности мира и его разделения на сферы падшего эмпирического и подлинного духовного.
Автор статьи предпринимает попытку анализа понимания истины и возможности приобщения к ней в трудах С. Кьеркегора и Н. А. Бердяева. Как отмечает иером. Александр, оба мыслителя в своих рассуждениях отталкиваются от христианской парадигмы и сходны в оценке возможности и конструктивности существования объективной истины, неразрывно связанной с Богом. В некоторых вопросах Бердяев следует за мыслью Кьеркегора, акцентируя внимание на субъективном восприятии истины и ее экзистенциальности. Однако, согласно выводам автора статьи, если для С. Кьеркегора главным является познание Бога через категорию отчаяния, то для Н. А. Бердяева истина тождественна вступлению в божественную жизнь через дух.
Статья Р. Р. Вахитова и А. Е. Родионовой посвящена изучению роли библейских метафор и символов в ранних евразийских произведениях П. Н. Савицкого. Авторы статьи предпринимают попытку проанализировать влияние религиозности П. Н. Савицкого на содержание и форму его произведений, причины использования библейских сравнений, тематическую отнесенность объектов метафоризации и метафорических символических элементов, а также значение метафор и символов как орудий познания. Авторы проводят обзор библейских метафор и сравнений в статьях Савицкого из сборников «Исход к Востоку» (1921) и «На путях» (1922), изучают и систематизируют выявленные метафоры и сравнения. Согласно выводам авторов, использование библейских метафор и символов помогает П. Н. Савицкому обосновать такие важные идеи евразийства, как искусственно-западнический характер русской культуры имперского периода, амбивалентный характер революции, мечта о православном постбольшевистском государстве, помогает включить эти идеи в мировоззрение православного человека и осмыслить некоторые принципиальные идеи евразийства через библейскую картину мира.
В статье А. А. Гравина рассматриваются некоторые положения философии языка и философии символа о. Павла Флоренского в свете ее рецепции в современных историко-философских и лингвофилософских исследованиях. Автор отмечает, что проблематизация вопроса о персоналистичности или имперсоналистичности философии Флоренского может быть осуществлена в нескольких перспективах: критической, апологетической и творческой реконструкции. В статье рассматриваются работы С. С. Хоружего, С. М. Половинкина и Л. А. Гоготишвили, посвященные творчеству Флоренского. Согласно выводу А. А. Гравина, отсутствие подробного осмысления проблематики коммуникативности и интенциональности в философии Флоренского приводит к его уязвимости перед критикой (обвинение в имперсонализме), но, с другой стороны, позволяет провести творческую реконструкцию, связанную с актуализацией не всегда явных потенций персонализма мысли Флоренского.
Иванов М. С. Экклезиологический опыт А. Хомякова // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 72–87.
В статье профессора М. С. Иванова анализируется особенность творчества А. С. Хомякова, которая заключалась в том, что его религиозно-философская мысль всегда определялась не умозрительными категориями и логическими выводами, а собственными жизненными наблюдениями. По словам автора статьи, А. С. Хомяков не был лишь формальным членом Церкви, а жил подлинной церковной жизнью, и такая опытная экклезиология помогала Хомякову понять природу Церкви и ее единство. При этом, как отмечает М. С. Иванов, во взглядах Хомякова отсутствует систематическая экклезиология.
Статья Н. А. Кореневой посвящена анализу восприятия концепта религиозного чувства Ф. Шлейермахера в духовных академиях в начале ХХ в. Как отмечает автор на основании анализа духовно-академической периодики, работ по философии религии и учебников основного богословия, в основном идеи Шлейермахера в академиях подвергались критике. В рамках статьи анализируется реакция на идеи Шлейермахера В. Д. Кудрявцева-Платонова, прот. Т. Буткевича, Н. М. Боголюбова, Д. С. Леонардова, прот. Ф. Н. Орнатского, Ф. Алексинского и С. С. Глаголева. Автор статьи делает вывод о философской продуктивности этих интерпретаций концепта «религиозного чувства», а также дает характеристику его значения для русской философии начала ХХ в.
Статья о. Сергия Кривовичева посвящена рассмотрению учения о жизни В. И. Вернадского с позиций христианского богословия. По словам автора, для В. И. Вернадского философия, наука и религия имели равное значение; будучи далеким от православия, он вместе с тем осознавал важность религиозного познания мира. Как отмечает о. Сергий, признание В. И. Вернадским особого статуса жизни как феномена Вселенной находится в согласии с православным учением о трехчастности человека (дух — душа — тело) и выражает трехчастное строение мира (материя — жизнь — сознание). Вместе с тем Вернадский связывал свои представления о сущности и природе жизни с гилозоизмом (учением об одушевленности материи) и пантеизмом (учением о тождественности Бога и мира) и не занимался вплотную вопросами природы сознания. По мысли автора, признание В. И. Вернадским первичной реальности сознания привело бы его к представлению о Боге, открывающемся человеку в Церкви и в опыте личного богообщения.
Статья М. А. Пылаева посвящена сравнительному анализу персоналистского истолкования христианской керигмы в диалектической теологии протестантизма у Э. Бруннера и в софиологическом богословии позднего прот. Сергия Булгакова. Автор статьи предпринимает попытку изучения проблемы когерентности различных форм философского дискурса, метафизического и неметафизического, в рамках экспликации сущности христианства. В статье, как отмечает автор, впервые в российской философской теологии реконструируется антропология Э. Бруннера, исследуются такие понятия, как «ответственность», «бытие-в-Боге», «бытие-в-решении», и другие. Кроме того, М. А. Пылаев анализирует понятие любви у Э. Бруннера и прот. Сергия Булгакова.
В статье Р. М. Руповой проводится анализ порождающих факторов мировоззренческих позиций о. Павла Флоренского. Приводится экстраполяция метафизики о. Павла как отдельного учения. Р. М. Рупова затрагивает такие темы творчества Флоренского, как вопрос об антиномиях, о «прерывности» как базовой характеристике нашего мира. Р. М. Рупова соглашается с оценкой творчества о. Павла Флоренского, данной С. И. Фуделем и С. С. Хоружим, согласно которой предметом поиска всей философской работы Флоренского всегда оставалось воцерковление мысли, которое достигалось тем, что все сокровища христианской духовности (агиография и иконография, святоотеческие труды и аскетические тексты, богослужебные чины) вовлекались Флоренским в орбиту философской мысли. Автор статьи приходит к мысли о необходимости богословской корректировки отдельных положений взглядов Флоренского, что может привести к актуализации для Церкви ценных плодов его творческой мысли.
Статья С. В. Ряполова посвящена антропологии мыслителя XIX в., архимандрита Феофана (Авсенева). Как отмечает автор, лекции по философии, которые архим. Феофан читал в Киевской духовной академии и Киевском университете, оказали влияние на свт. Феофана Затворника, С. С. Гогоцкого, П. Д. Юркевича и других мыслителей, стоявших у истоков формирования оригинальной русской религиозно-философской мысли. По словам С. В. Ряполова, в философии архим. Феофана получили выражение все наиболее существенные черты русской философской мысли, такие как онтологизм, космологизм, обращение к человеку, стремление к соборности, сотериологическое мироощущение и неприятие безусловности смерти, а в центре его философии находится антропологическая проблематика. Как отмечает автор, изучение жизни и сочинений архим. Феофана (Авсенева) позволит устранить лакуну в истории русской философской мысли.
В статье С. В. Ряполова рассматриваются биография и основные положения философской системы русского религиозного мыслителя и философа архимандрита Феофана (Авсенева), оказавшего, по словам автора, существенное влияние на становление киевской философско-богословской школы и формирование самобытной русской философской мысли. Как отмечает С. В. Ряполов, архим. Феофан, основываясь на философии платонизма, православном богословии, романтизме и мистическом шеллингианстве, выстроил оригинальную философскую систему, в рамках которой были поставлены многие вопросы, созвучные проблемному полю более поздней русской религиозной философии. По мнению автора статьи, архим. Феофан стоял у истоков русского религиозно-философского ренессанса и оказал значительное влияние на своих учеников, в числе которых были свт. Феофан Затворник, архим. Антонин (Капустин), П. Д. Юркевич и С. С. Гогоцкий.
В статье Н. К. Сюндюков предлагает рассмотрение поэтики Ф. М. Достоевского и М. Пруста в метафизическом разрезе. Автор исследует метафизическое понятие скорости в его отношении к «полифонизму» Ф. М. Достоевского, сосредотачивая внимание на понятии «реализма в высшем смысле». Через обращение к теоретическим наработкам Г. Д. Гачева и М. К. Мамардашвили автор статьи обнаруживает возможность для сопоставления творческого метода Достоевского и Пруста. Оба писателя, работая с понятиями символа, памяти и времени, позволяли себе нарушать целостность романной структуры, что, по словам Н. К. Сюндюкова, легитимизируется диалектикой единого и многого, сосредоточенной в понятии «момента времени».
Христианство и философия на современном этапе
В статье А. М. Гагинский рассуждает о значении Предания для современности в контексте попыток подвергнуть сомнению или отказаться от теологической традиции. Автор статьи выделяет три онтологические модели (унивокация, эквивокация, аналогия), которые скрыто или явно присутствуют в современной теологии. По словам автора, именно унивокальное понимание бытия приводит М. Хайдеггера к концепции онтотеологии и дает ему возможность критиковать христианство. А. М. Гагинский сопоставляет онтологические модели М. Хайдеггера, К. Барта и Э. Пшивары, показывая, к каким следствиям они приводят в теологии, а также указывает, что к этим трем моделям следует добавить четвертую, связанную с именем свт. Григория Паламы.
В статье о. Игоря Иванова излагаются наблюдения прот. Думитру Станилое касательно выработки централистского подхода в западной теологии в контексте споров об отношениях Бога и мира, Церкви и общества, христианства и культуры. Автор предпринимает попытку выяснить, насколько этот подход в целом характерен как для томизма, так и для общей христианской традиции. По словам автора, анализ проблематики религиозной философии в начале ХХ века, проведенный отцом Думитру, выявил специфические особенности в неотомистском подходе к вопросам познаваемости мира и Творца, воцерковления культуры и науки, соотношения свободы и ответственности человека и общества. Отец Игорь приходит к выводу о преимуществе централистского подхода в контексте радикальных идейных и религиозно-философских споров в межвоенный период.
Статья о. Игоря Иванова посвящена анализу соотношения между православным универсализмом и патриотизмом во взглядах прот. Думитру Станилое. По словам автора, прот. Думитру не противопоставляет, а объединяет христианский универсализм и любовь к родине: согласно его взглядам, универсализм христианства — это симфонический универсализм народов, служащих Богу и любимых Богом. По этой причине румынское православие, как и православие других народов, не отступая от универсализма братства народов, имеет особые причины для привязанности к родине. Как отмечает о. Игорь, нравственное богословие прот. Думитру основывается на глубоких христианских корнях и онтологических, экзистенциальных и метафизических интуициях. Согласно выводам автора статьи, несмотря на политическую конъюнктуру, прот. Думитру Станилое на протяжении всей жизни сохранял убеждение о сочетании универсализма и патриотизма в православной вере, а к концу жизни подошел к преодолению противоречий между ними, осмыслив духовное единство уникальных идентичностей на метафизическом уровне мысли.
В статье А. А. Лагунова предпринимается попытка выявления общих онтогносеологических оснований современного трансгуманизма как идеологии и квазирелигии. Как отмечает автор статьи, трансгуманизм нельзя считать преемником предшествующей гуманистической традиции, поскольку трансгуманизм стремится к разрушению всего социокультурного фундамента современного общества, пытаясь заменить его плохо аргументированными представлениями о бессмертном человеке будущего, реализация чего станет возможна с развитием технологий. По мнению автора, главной задачей нашего времени становится четкое определение отношения общества к феномену трансгуманизма и активное противодействие ему, поскольку конструктивный мировоззренческий диалог невозможен.
В статье А. О. Максимова рассматриваются пути реализации личной свободы христианина в социальной среде. По словам автора, поиск гармонии свободной личности и общества находился в центре внимания христианских персоналистов на протяжении всего ХХ в. Путем сравнительного анализа и обобщения интуиций религиозных философов и богословов православной и католической традиций А. О. Максимов приходит к пониманию свободной личности как суверена, принимающего на себя ответственность за ближних и общество в чрезвычайных условиях секулярного мира. Как отмечает автор, концепция личности как ответственного суверена находит подтверждения в Священном Писании и творениях святых отцов.
Статья иером. Паисия посвящена анализу религиозных воззрений австрийского психолога и философа Виктора Франкла, труды которого оказали существенное влияние на философскую и психологическую мысль ХХ в. Как отмечает автор статьи, с православной точки зрения наследие Франкла в настоящее время не исследовано. По мнению автора, В. Франкл является апологетом духовности в психологии в эпоху ее становления. Согласно выводу иером. Паисия, вера Виктора Франкла не была конкретно конфессиональной, но при этом была экзистенциальной; вместе с тем многие религиозные воззрения Франкла идейно созвучны с христианскими: в частности, это его трихотомическое учение о человеке, о совести, об ответственности, о свободе человека, о необходимости внутреннего одиночества для общения с Богом. Однако ряд христианских идей, в том числе смысл крестной жертвы Христа, вызывали у Франкла недоумение. По мнению автора статьи, существует перспектива научного диалога между психологическим учением Виктора Франкла и богословской антропологией.
В статье Жозиан Рие рассматриваются вопросы о причинах отказа от первоначального гуманистического идеала, основанного на органической концепции гармонии человека с миром согласно божественному замыслу, о предмете спора в гуманизме Возрождения. Как отмечает автор статьи, поиск единства чувственного и духовного, характерный для христианства, был отвергнут протестантами ради исключительно духовной связи с Богом, что привело к отделению человека от природы, знаков и смысла. Церковь, по словам автора, выступала против этого, однако не смогла повернуть эту тенденцию вспять. По словам автора, в эпоху Возрождения гармония представлялась главным образом как желаемый идеал на фоне угроз фрагментации общества и ментальности. Гуманизм привел к гармоничному видению мира, в котором не было места для Божественного Промысла в том, что касается творения и человека. В статье приводятся взгляды свт. Афанасия Великого и свт. Григория Нисского на совершенство человека и гармонию.
В статье А. А. Солонченко рассматривается ответ кардинала Г. У. фон Бальтазара на критику со стороны сторонников универсализма и инфернализма. В статье описывается бальтазаровская интерпретация эсхатологических мест Нового Завета, обозначается отличие эсхатологии надежды Бальтазара от учения об апокатастасисе, излагаются представления о Боге в инфернализме. А. А. Солонченко рассматривает вопрос о соотношении надежды на спасение всех и проблемы свободы, приводит оценки эсхатологии Бальтазара, данные разными исследователями. Согласно выводам автора, в своей эсхатологической концепции Г. У. фон Бальтазар пытался избежать крайностей универсализма и инфернализма, однако в итоге его логика все же склоняется к универсализму, хотя и не настолько безоговорочному и ярко выраженному, как у Оригена или прот. Сергия Булгакова. По словам А. А. Солонченко, эсхатологию Бальтазара можно называть «крипто универсализмом», «надеющимся универсализмом» или «сослагательным универсализмом».
* * *
Вполне ожидаемо, что большинство работ русскоязычных авторов посвящены исследованию русской религиозной философии: сюда вошли публикации по творчеству А. С. Хомякова, о. Павла Флоренского, прот. Сергия Булгакова и Н. А. Бердяева. Две опубликованные в 2023 году статьи касаются философии архим. Феофана (Авсенева), которая, по мнению исследователя, лежит у истоков русской религиозной философии. Вместе с тем заметными оказались и другие темы. В двух статьях излагаются результаты исследования философских взглядов румынского мыслителя прот. Думитру Станилое. В двух статьях затрагивается философия немецкого средневекового мистика Майстера Экхарта: авторы этих исследований проводят сравнительный анализ взглядов Экхарта с блаженным Августином и Н. А. Бердяевым.
Подготовил Александр Карасёв