Васильев Алексий, иерей

Статья
Концептуализация методов познания реальности: к проблематике методов теологии
В статье магистра богословия, соискателя Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священника Алексия Васильева актуализируются вопросы методологии православной теологии в контексте феноменологии методологии. На основании расширительной трактовки концепции «трех миров» К. Поппера предложен богословский подход к представлению полноты реальности, которую может постигать человек. К фундаментальным областям познания отнесены познание материального мира, познание самого себя, постижение культуры как реальности, богопознание. С учетом зависимости метода познания от природы постигаемого мира предложена структура методологии, объясняющая применимость логических, диалектических и антиномированных методов познания к постижению реальности. Применение тех или иных типов методологии связано с постулированием определенных методов постижения реальности, на основании которых выстраивается соответствующая картина мира (научная, культурологическая, богословская). Антиномирование как один из этих методов позволяет постигать единство несовместимых реальностей, но остается недостаточно изученной отраслью методологии.
Статья
Логические механизмы постижения культуры: опыт теоретико-методологического исследования
В статье магистра богословия, аспиранта-соискателя Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священника Алексия Васильева предложена конкретизация методов постижения культуры, отражающая онтологию самой культуры. Несмотря на разнообразие теорий, в культурологии отмечается недостаточная конкретизация принципиальных оснований, необходимых для формирования методов постижения различных аспектов культуры как реальности. Целью явилось определение совокупности парадигм методических представлений, с которыми связано логическое постижение культуры. Источником исследования послужили различные представления культуроцентризма: как социальной стратегии (В. С. Библер, А. Я. Флиер), как научно-исследовательской программы (Г. Риккерт), как мировоззренческой позиции (М. С. Каган, Ю. В. Ларин). Исследование осуществлено в два этапа: через акт сравнения конкретизированы основания для формирования методологий логики, диалектики и антиномии, затем показана сфера применимости каждой области методов в отношении культуры. Полученные результаты являются перспективными для разработки общих и специальных методологий постижения культуры.
Статья
Методы академической теологии (pro et contra Бернарда Лонергана)
Статья посвящена разработке специальных аспектов методологии академической теологии, детерминированных внутренними методами православного догматического богословия. Разработка методов теологии становится актуальной проблемой академической теологии в современном российском образовательном пространстве в связи утверждением ВАК новой специальности 26.00.01 «Теология». С учетом специфики предмета теологии для нее как новой научной дисциплины остаются проблемными вопросы применимости в ней исследовательских методов гуманитарных и естественных наук. Отдельная задача — разработка собственного метода православной теологии. Опыт зарубежной теологии включает в себя не только герменевтические методы, связанные с текстологическими исследованиями, но и эпистемологические, обусловленные исследованиями смысла и структуры богословского познания реальности. Зарубежный опыт методологии теологии содержит несколько авторских разработок, одной из которых является методологический подход Бернарда Лонергана, изложенный в труде «Метод в теологии».
Статья
Эсхатология культуры: транзитивный подход
Транзитивность понятия «эсхатология» позволяет говорить не только о непререкаемом для христианской культуры концепте «Конца света», но и о пределах самой культуры с онтологических позиций признания культуры специфической реальностью, релевантной реальности физического, ментального, духовного мира. Так становится возможным говорить не только о теологической эсхатологии (историческом апокалипсисе), но и о гуманитарной эсхатологии как пограничных значениях культурогенеза, при выходе за которые культура перестает быть собой. Теологическая эсхатология неотъемлемым фактором культуры признает бесконечную нравственную координату бытия субъекта культуры, так что культура следует за человеком в случае любого преображения реальности. С позиций гуманитарной эсхатологии пределом культуры является граница реальности самой культуры, постигаемая через эмоциональный отклик. Постижение культуры должно равноценно включать в себя эсхатологические критерии как бесконечности, так и ограниченности культуры.

Другие публикации на портале:

Еще 9