Бальтазар, Г. У. фон
Профессиональные интересы: Богословие
Конфессии: Католичество, Христианство

Краткая биографическая справка:
БАЛЬТАЗАР, ХАНС УРС ФОН (Balthasar, Hans Urs von) (1905-1988), швейцарский католический теолог, церковный деятель, издатель. Родился в Люцерне 12 августа 1905 в благочестивой католической семье. С детства интересовался литературой и музыкой. Среднее образование получил в бенедиктинской (Энгельберг) и иезуитской (Фельдкирх, Австрия) гимназиях. Изучал германистику и философию в университетах Цюриха, Берлина и Вены. Познакомился с немецким теологом Романо Гуардини (1885-1968). В университетские годы подверг себя 30-дневным духовных упражнениям св. Игнатия Лойолы и принял решение после окончания учения вступить в Общество Иисуса (орден иезуитов). В Цюрихе с отличием (summa cum laude) защитил докторскую диссертацию на тему История эсхатологической проблемы в современной немецкой литературе (1928). В 1929 стал послушником ордена иезуитов и через два года, завершив послушничество, приступил к изучению философии (в высшей философской школе иезуитов «Берхманнсколлег» в Пуллахе под Мюнхеном). В эти годы (1931-1933) поддерживал плодотворное для него общение с немецким философом и теологом Эрихом Пршиварой (1889-1972). В 1933-1937 изучал теологию на иезуитском теологическом факультете в Лионе (Лион-Фурвьер), где большую роль сыграло для него знакомство с французским теологом Анри де Любаком (1896-1991), переросшее в дружеские отношения. В 1936 в Мюнхене был возведен кардиналом Фаульхабером в священнический сан. Поработав некоторое время в редакции журнала «Голоса времени» («Stimmen der Zeit»), стал священником для студентов в Базеле (1940), отклонив предложение стать профессором теологии и основать институт экуменической теологии в Григорианском университете в Ватикане. В эти годы познакомился с Карлом Бартом и Адриенной фон Шпайр (ум. 1967, базельский врач, Бальтазар обратил ее в католичество и стал ее духовником, а после смерти публиковал ее труды). В 1945 совместно с А.фон Шпайр основал «Сообщество св. Иоанна» («Johannesgemeinschaft»), нецерковную организацию, что позднее привело к конфликту с орденским начальством и к выходу Бальтазара из Общества Иисуса (1950).

С этого времени и до конца своих дней Бальтазар занимался пастырским душепопечением, издательской (издательство «Johannes-Verlag» в Айнзидельне), теологической и литературной деятельностью. С 1956 жил постоянно в Базеле.

Бальтазар охотно занимался пастырской деятельностью, собирая вокруг себя многих людей. Руководил духовными упражнениями. В 1940-е годы совместно с Робертом Растом основал «Студенческое учебное сообщество» («Studentische Schulungsgemeinschaft»), существующее до сих пор в Швейцарии (под названием «Академическое рабочее сообщество», Akademische Arbeitsgemeinschaft). Работе в «Сообществе св. Иоанна» Бальтазар придавал большое значение, в нем реализовывались его представления о возможности следования Христу в мирской жизни (был организован женский филиал сообщества и филиал для священников). Поддерживал тесные связи с католиками других стран: с французскими группами «Воскресение» («Résurrection») и итальянским движением «Единение и освобождение» («Communione e liberazione»).

В 1972 совместно с де Любаком, Йозефом Ратцингером и другими теологами основал ежеквартальный международный католический журнал «Коммунио» («Communio», выходит на 17 языках), нацеленный на обновление теологии, диалог между верующими всех христианских конфессий, преодоление разрыва между верой и культурой (в журнале находится место и для материалов по философии, искусству и т.п.).

28 мая 1988 папа Иоанн Павел II назначил Урса фон Бальтазара кардиналом. Умер Бальтазар в Базеле 26 июня 1988.

Библиография работ о персоне:

Hans Urs von Balthasar, Bibliographie: 1925.1990. (Einsiedeln, Switzerland, 1990).

M. Kehl and W. Loser. The Von Balthasar Reader, translated by R. J. Daly and F. Lawrence (New York, 1982).

Hans Urs von Balthasar. ..Discour du P.

H. U. von Balthasar... Hans Urs von Balthasar: Premio Internazionale Paolo VI 1984. (Brescia, 1984); First Glance at Adrienne von Speyr, translated by A. Lawry and S. Englund (San Francisco, 1968); My Work: In Retrospect (San Francisco, 1993); Our Task: A Report and a Plan, translated by John Saward (San Francisco, 1994).

L.S. Chapp, The God Who Speaks: Hans Urs von Balthasar.s Theology of Revelation (Bethesda, Md. 1996).

E. T. Oakes, Pattern of Redemption: The Theology of Hans Urs von Balthasar. (2d rev. ed. New York, 1997).

David Schindler, ed., Hans Urs von Balthasar: His Life and Work (Notre Dame, Ind., 1991).

Библиография работ автора:
Обширны и разнообразны области теологических и литературных интересов Бальтазара. Он переводил французских писателей-католиков (Поль Клодель, Шарль Пеги), писал исследовательские работы по творчеству Жоржа Бернаноса, Райнхольда Шнайдера. Трехтомник Апокалипсис немецкой души (Die Apokalypse der deutschen Seele, 1937-1939) посвящен немецкой философии. В исследованиях по патристике   выделяется его обширная монография Космическая литургия (Kosmische Liturgie, 1941, 1961) о Максиме Исповеднике. Важный импульс для начинающегося экуменического диалога дала его книга Карл Барт. Изложение и истолкование его теологии (Karl Barth. Darstellung und Deutung seiner Theologie, 1951). Свои многочисленные исследования по эсхатологии, экклесиологии, мариологии Бальтазар свел в новой сумме католической теологии: с 1961 по 1987 он работал над трилогией, охватившей теологическую эстетику, драматургию и логику. Трилогия, посвященная Божественному Откровению, построена в соответствии с тремя присущими ему свойствами - красотой (Слава Божья, Herrlichkeit, 7 томов, 1961-1969), благом (Теодраматика, Theodramatik, 5 томов, 1973-1983) и истиной (Теологика, Theologik, 3 тома, 1985-1987).                                                                                 krugosvet.ru



Награды:

Бальтазар был удостоен Золотого креста св. горы Афон (1965), премии Романо Гуардини Баварской католической академии (1971), зальцбургской Моцартовской премии (1987) и других наград.

Книги
Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8
Книги
Фон Бальтазар Х.У. «Достойна веры лишь любовь». М.: Теоэстетика, 2022. 192 с.
Предлагаем обратить внимание на книгу известного католического мыслителя Ханса Урса фон Бальтазара «Достойна веры лишь любовь», которая вышла под редакцией «Теоэстетики» — образовательного проекта, занимающегося просветительской деятельностью.
Книги
Слава Господа. Богословская эстетика
Главная тема этого фундаментального труда Бальтазара - богословская красота ("Слава") божественного откровения. Утрата этого ракурса, по мнению крупнейшего мыслителя ХХ века, нанесла ущерб современной христианской мысли. Автор ставит перед собой задачу - вернуть красоту на ее прежний, магистральный путь, не утверждая при этом преимущества эстетического принципа перед логическим и этическим. Первый том представляет проблему исторически, поднимая тему богословского познания и, прежде всего, его субъективной структуры.
Книги
Теологика. Том 1. Истина мира
Предлагаемая вниманию читателей книга выдающегося швейцарского богослова Ганса Урса фон Бальтазара - часть монументальной трилогии, посвященной исследованию истины как одной из трех трансценденталий Бога (двум другим - благу и красоте - Бальтазар посвятил 5 томов Теодрамы и 7 томов Богословской эстетики). В центре Теологики - фундаментальная проблема отношения между Богом и миром: может ли Бог сделать себя постижимым как Бог этого мира, не теряя своего божественного характера? Может ли Бог явить себя человечеству без того, чтобы люди "выковали" себе некое - подобное идолу - понятие о Нем? Довольно ли той идеи, что человек есть "образ Божий", для того, чтобы сделать его "владельцем" самого Праобраза? Остро ставя эти и другие центральные вопросы христианского вероучения, Бальтазар приходит к выводу: Бог, который истинно и прямо истолковывает себя, при этом не перестает оставаться Тайной.
Книги
Истина симфонична. Die Wahrheit ist symphonisch
О том, что христианская истина симфонична, следует говорить во всеуслышание, доносить до сердца каждого - сегодня это, быть может, более необходимо, чем когда-либо. Но симфония - это отнюдь не сладостная и бесконфликтная гармония. Великая музыка всегда драматична, в ней постоянно нарастает, концентрируется напряжение - и разрешается на все более высоком уровне. Однако диссонанс - это не то же, что какофония. Но это и не единственный способ создать и поддержать симфоническое напряжение…
В первой части этой книги мы - в свободной форме обзора - наметим различные аспекты теологического плюрализма, постоянно имея в виду его средоточие и источник - христианское откровение.
Во второй части на некоторых примерах будет показано, как из единства постоянно изливается многообразие, которое имеет оправдание в этом единстве и всегда снова может быть в нем интегрировано.
Библиография
Вселенская Литургия. Преподобный Максим Исповедник
Библиография
Вселенская Литургия. Преподобный Максим Исповедник
Библиография
Вселенская Литургия. Преподобный Максим Исповедник (Окончание)
Библиография
Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник. (Продолжение)
Библиография
Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник
Книги
Богословие и музыка. Три речи о Моцарте
Книги
Пасхальная тайна. Богословие трех дней
Книга одного из крупнейших современных богословов о трех днях кульминации христианской истории спасения — днях Страстей Христовых. Потрясающая глубина богословской мысли, направленной на главную тайну христологии, впечатляющая картина древней Пасхи, предание о которой постоянно испытывается историей и богословием, — вот что сделало эту книгу классической работой о распятии, погребении и воскресении Христа.

Другие публикации на портале:

Еще 9