Статья
Настоящая статья является продолжением ряда публикаций, посвященных изучению пневматологии патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского, а также рецепции учения этого богослова в Православной Церкви. Читателю предлагается рассмотрение научных трудов, посвященных полностью или частично богословию Григория Кипрского в русскоязычной научной среде Синодального периода. В результате рассмотрения публикаций данной исторической эпохи отмечены самые важные для изучения богословской системы Григория Кипрского работы.
Статья
В работе продолжено рассмотрение рецепции догматической системы патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского, начатое ранее, и представлен ряд научных публикаций, показывающих позитивное отношение некоторых богословов XIII-XVII вв. к учению патриарха Григория.
Статья
В статье рассмотрены некоторые сочинения прп. Иоанна Дамаскина с целью сравнения его учения с учением патриарха Григория Кипрского о воссиянии Святого Духа через Сына. По итогам этого рассмотрения сделан ряд выводов. Во-первых, указано, что патриарх Григорий в целом продолжает следовать тому направлению православного богословия в сфере триадологии, которое было задано еще в первом тысячелетии и отразилось в учении прп. Иоанна Дамаскина и свт. Фотия Константинопольского. Во-вторых, отмечено, что важным действием патриарха Григория стало создание теории вечного воссияния Святого Духа через Сына, не противоречащей учению отцов Церкви первого тысячелетия. В-третьих, обозначена проблема поиска максимально точного соответствия этому учению среди положений пневматологии прп. Иоанна Дамаскина.
Статья
В работе рассматривается восприятие пневматологической доктрины патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского в Православной Церкви в 1290-1723 гг. Показано, что результаты Влахернского Собора 1285 г. (к числу которых относится и соборный Томос, написанный Григорием Кипрским) заслужили положительную оценку Константинопольского Собора 1484 г., имеющего всеправославный авторитет в смысле вероучения. Кроме того, становится понятно, что учение патриарха Григория считалось вполне соответствующим истине православия и одобрялось известными православными богословами XIV-XVIII вв., например, свт. Филофеем Коккином и патриархом Досифеем II Нотаром. Намечены направления дальнейшей реконструкции истории отношения Православной Церкви и ее отдельных представителей к учению патриарха Григория Кипрского.
Статья
В публикации подводится промежуточный итог исследования пневматологической системы патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория Кипрского, представленного в ряде статей, ранее опубликованных на портале «Богослов.Ru». В настоящей статье подводятся итоги рассмотрения творений данного богослова в их связи с учением отцов Церкви первого тысячелетия и отмечаются те направления дальнейшего изучения богословия патриарха, которые представляются автору статьи особенно важными. Во-первых, это изучение творений свт. Григория Нисского и прп. Иоанна Дамаскина, представлявших наибольший интерес для Григория. Во-вторых, указана необходимость в ходе изучения широкого исторического и богословского контекста деятельности Григория уделить особое внимание сопоставлению его пневматологической системы с учением свт. Фотия Константинопольского.
Статья
В статье продолжено рассмотрение влияния патристических сочинений первого тысячелетия на пневматологическую систему Григория Кипрского, патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.), активного участника полемики последней четверти XIII в. об исхождении Святого Духа. Основное внимание уделено ссылкам патриарха на сочинения великих каппадокийцев – святителей Григория Богослова, Василия Великого, Григория Нисского. В работе представлены обширные цитаты из сочинений Григория Кипрского и цитируемых им авторов, позволяющие читателям оценить степень влияния древних авторов на учение богослова XIII в.
Статья
Автор статьи продолжает исследовать влияние произведений отцов Церкви на богословскую пневматологическую концепцию патриарха Константинопольского Григория Кипрского. Эта часть исследования посвящена ссылкам у свт. Григория на творения святых отцов V-VIII в. – свт. Кирилла Александрийского, прп. Максима Исповедника и свт. Тарасия Константинопольского.
Статья
Авторы статьи предлагают рассмотреть влияние сочинений свв. Григория Неокесарийского и Афанасия Александрийского на богословскую пневматологическую концепцию Григория Кипрского. Приведены тезисы, которые Григорий Кипрский обосновывает при помощи отрывков из сочинений, подписанных именами названных авторов. Произведен анализ данных цитат и указано, что некоторые из них взяты не из подлинных сочинений свв. Григория Неокесарийского и Афанасия Александрийского, а из псевдоэпиграфов.
Статья
В статье предложено рассмотрение влияния ряда сочинений преподобного Иоанна Дамаскина на богословскую систему Патриарха Константинопольского Григория Кипрского. Указаны публикации российских и зарубежных авторов, которые близки к данной тематике, рассмотрены тексты сочинений Григория Кипрского и выделены тезисы богословской концепции патриарха, которые обосновывались цитатами из сочинений Иоанна Дамаскина. Каждый приводимый тезис сопровождается рассмотрением обоснования, которое было дано патриархом Григорием Кипрским.
Статья
В статье рассматривается пневматологическая концепция патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория Кипрского, изложенная в сочинении «Самая сильная апология против нападок на его свиток», которое было направлено против сторонников Лионской унии 1274 г., а также против критиков из числа противников унии, отвергавших итоговый документ Влахернского Собора 1285 г. – «Изложение свитка веры против Векка». Автор статьи рассматривает основные тезисы полемики патриарха с оппонентами, особенности методологии построения догматических концепций, а также его ответы на критику по отдельным деталям учения об исхождении Святого Духа.