История развития практики поминовения живых и усопших за проскурмисанием
В статье Master of Arts in Theological Studies (University of Fribourg, Switzerland), старшего преподавателя Минского духовного училища диакона Иоанна Лященко рассматривается история поминовения живых и усопших за проскурмисанием. Автор приходит к выводу, что XII в. стал переломным моментом в переходе от древней практики служения на многих Агнцах к совершению Евхаристии только на одной Агничной просфоре. Жертвенный характер приношений верующими просфор в чью-либо память сохранялся, но их употребляли для служения уже не целиком, а изымали некоторую часть, которую располагали на дискосе с произнесением особой молитвенной формулы.
Статья

Исходя из доступных нам источников, можно сделать вывод, что первым по времени возникновения типом поминовений, связанных с проскурмисанием[1], являются приношения за живых и умерших [16, c. 80].

В общей сложности византийский обряд знает целый ряд молитвенных поминовений имён живых и усопших. Их подробную классификацию предложил архимандрит R. Taft в своей работе «Диптихи». Он выделяет в чинопоследовании Божественной Литургии шесть отдельных категорий [17, c. 44, 45, 50]:

  1. Извлечение поминальных частиц из просфор на протесисе.
  2. Великая синапта, или начальная литания энарксиса, в реальности исконная литания верных, некогда находившаяся после чтений и отпуста оглашенных и пребывающая на своём нынешнем месте в начале литургии лишь с конца XI века.
  3. φήμη / εὐφήμησις / μακαρισμοί / πολυχρόνιον / ἡ τῶν βασιλικῶν ὀνμάτων εὐφημία, или аккламации в честь государей, бывшие типичной частью византийского царского церемониала. Это действо позже называлось глаголами εὐφημίζειν [хвалить] или πολυχρονίζειν [многолетствовать] из-за неоднократного повторения византийского эквивалента Ad multos annos [На многая лета]! — εἰς πολλοὺς χρόνους / πολλοὶ ὑμῖν χρόνοι / εἰς πολλὰ ἔτι/ πολλὰ τὰ ἔτι — и было запоминающимся моментом византийских государственных и церковных празднеств.
  4. Литании традиционных молений [рrесеs], следующие за чтениями.
  5. Средневековые поминовения, прерывающие Херувимскую песнь во время Великого входа, или перенесения даров.
  6. Собственно диптихи — списки имён и категории лиц, предназначенных к поминовению, которые возглашаются диаконом одновременно с ходатайственными молитвами, или интерцессиями анафоры.

Поминовение живых и усопших впервые упомянуто в канонических посланиях X–XI веков, приписываемых патриарху Никифору I (806—815):

 

ΙΑ'. Οὐχ ἁμαρτάνει τις ὑπὲρ τριῶν ἀνθρώπων μίαν προσκομίζων προσφορὰν ἢ μίαν ἅπτων κανδήλαν [5, p.396].

Не согрешит тот, кто посвятит одно только приношение для троих человек или свет одной только свечи.

 

Первоначально устанавливается лимит для одного приношения — поминовение трёх человек за одной жертвой или зажжение одной свечи, что также носит жертвенный характер. Несмотря на то что в контексте эпохи под προσφορὰν можно понимать вообще любое приношение (как хлеб, так и нечто другое), в литературе (Hanssens I. M.; M. Mandalà) это правило толкуется в евхаристическом ключе. Согласно M. Mandalà: «Становится ясно, что в данном каноне, в дополнение к поминовению, также определено число хлебов, соответствующих поминовению» [4, p. 119]. Robert Taft считает, что в данном случае M. Mandalà пытается «доказать на основании правила Никифора I и Литургии апостола Иакова по списку Vat. Gr. 2282[2], что практика вынимания частиц происходит с IX в. Но фраза из литургии апостола Иакова[3] лишь доказывает, что просфоры приносились за особые прошения молящихся, и то же самое говорится в 11-м правиле Никифора «Не согрешит тот, кто пожертвует (προσκομίζων) одну просфору или свет одной свечи за трёх человек» [16, c. 80].

Одно из ранних упоминаний об особом посвящении шести дополнительных малых просфор за живых и умерших, а также святых (в данном случае упоминается великомученик Пантелеимон) содержится в Типиконе патриарха Алексия Студита (1034 г.): «Повсегда же без неверствия дъльна есть бывати литургия в манастыри . и память творити оумьршая братия и нашего съмерения и проскуры убо повсегда якоже рекохомъ да бывають шесть оубо малыхъ едина же братии больши яже и възношение наричеть ся за ны живыя же и от жития ишьдъшихъ нъ еще оубо соумьръшимъ же да приложить ся дроугая таже и едина оубо от нея проскоумисана боудеть идеже боудеть нас ради литур(г) и дроугая въ притворе ста(г) пантелеимона» [14, c. 387].

А первым из дошедших до нас евхологиев, усвоившим практику поминовения живых и усопших на проскомидии, по мнению Р. Тафта[4], является грузинская версия литургии Иоанна Златоуста XI века из Синайского кодекса 89:

 

 

 

 

[1, p. 86]

Когда священник вырезает священный (хлеб), он говорит следующее:

Агнец Божий, который взял на себя грехи мира, приносится. Он был ведён на смерть как овча и как агнец, который не издаёт крика перед тем, кто его стрижёт, он не отврезает своих уст.

Если совершается приношение об усопшем[5], говорится:

Помяни, Господи, душу (с именем, того кого хочет), отпусти ему все его грехи и упокой его там, где сияет свет лица Твоего.

Если, напротив, совершается приношение о живом, говорится:

Помяни, Господи, твоего служителя (имярек) и оставь ему все его грехи.

Но когда иерей наливает вино а чашу, он изображает крест и говорит:

Копием было прободено Твоё ребро, Христе Боже наш, из которого изошла кровь и вода, посредством чего нам дарована наша уверенность несокрушимая.

Необходимо заметить, что поминовение здесь совершается до приготовления Евхаристической Чаши. Это может быть отзвуком древнего ритуала подготовки на проскомидии только хлеба. Подобный порядок, т. е. вливание в чашу вина и воды после проскурмисания, встречается в Cod. Basilii Falascae (Grottaferrata Γβ III):

Καὶ ἀπλθὼν ἐν τῇ προθέσει λαμβάνει τὴν ἀναφορὰν σφραγίζων αὐτὴν μετὰ τῆς λόγχης λέγων

Τοῦ κυρίου καὶ θεοῦ καὶ σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ τυθέντος ὑπὲρ τῆς τοῦ κόσμου ζωῆς καὶ σωτηρίας νῦν καὶ ἀεὶ καὶ εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώννων

λογχεύων δὲ αὐτὴν σταυροειδῶς λέγει τὴν εὐχὴν ταύτην

Ὡς πρόβατον κτλ (καὶ τὰ λοιπά = etc. – д.И.Л.)

εἶτα τὸν ἐκτμηθέντα ἄρτον κρατῶν ἐπάνω τοῦ δίσκου ἔνδον εἰς τὴν σάρκα σταυροειδῶς χαράττει λέγων

 Θύεται ὁ ἀμνὸς τοῦ Θεοῦ

εἰς δὲ τὴν δευτέραν λέγει

Πρεσβείαις Κύριε τῆς τεκούσης σε δεσποίννης ἡμῶν θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας ἐλέησον καὶ σῶσον τὰς ψυχὰς ἡμῶν ὡς ἀγαθὸς καὶ φιλάντρωπος

καὶ εἰς τρίτην λέγει

Τῶν ἁγίων καὶ ἐπουρανίων δυνάναμεων, τοῦ τιμίου προφήτου προδρόμου καὶ βαπτιστοῦ Ἰωάννου. Τῶν ἁγίων ἐνδόξων καὶ πανευφήμων ἀποστόλων καὶ τοῦ ἁγίου τοῦ δεῖνος οὗ καὶ τὴν μνήμην ἐπιτελοῦμεν καὶ πάντων τῶν ἁγίων

ἔπειτα λαβὼν τὸν ἄρτον ὑψοῖ αὐτὸν ἀκροδάκτυλον λέγων τὴν εὐχὴν

Τῆς παναγίας ἀχράντου εὐλογημένης δεσποίνης ἡμῶν θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας, τῶν τιμίον ἀσωμάτων ἐπουρανίον δυνάμεων, τοῦ τιμίου προφήτου προδρόμου καὶ βαπτιστοῦ Ἰωάννου, τῶν ἁγίων ἐνδόξων καὶ πανευφήμων ἀποστόλων, τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν καὶ ἀρχιερέως Βασιλείου, τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Χρυσοστόμου, τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Γρηγορίου τοῦ θεολόγου, τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Νικολάου, τοῦ ἁγίου τοῦδε οὗ καὶ Κύριε

μνημονεύει δὲ καὶ τῶν κτητόρων καὶ τῶν ἐντειλαμένων ἡμῶν καὶ καθεξῆς ζώντων καὶ νεκρῶν.

Εἶτα θυμᾷ τὰ καλύμματα καὶ καλύπτει τὰ ἅγια λέγων

Ἔνωσις Πνεύματος ἁγίου

ἐκχέων δὲ τὸ νᾶμα εἷς τὸν κρατῆρα λέγει

Καὶ εἷς τῶν στατιωτῶν λόγχῃ κτλ.

Εἶτα θυμᾷ τὰ καλύμματα καὶ καλύπτει τὰ ἅγια λέγων

Ὸ Κύριος ἐβασίλευσεν, εὐπρέπειαν ἐνεδύσατο

καὶ πάλιν θυμιᾷ τὸ ἄλλο λέγων

Καὶ γὰρ ἐστερέωσε κτλ

καὶ εἰ ἔχει ἀστερίσκον τίθησι καὶ αὐτὸν ὕπερθεν τοῦ δίσκου λέγων

Τῷ λόγῳ Κυρίου οἱ οὐρανοὶ ἐστερεώθησαν καὶ τῷ πνεύματι καὶ τὰ καθεξῆς

εἷτα θυμιῶν τὸ μέγα εἰλιμμένον καὶ τιθέμενος ἐπίμηκες λέγει

Ἐκάλυψεν οὐρανοὺς ἡ ἀρετὴ αὐτοῦ καὶ τῆς αἰνέσεως αὐτοῦ πλήρης ἡ γῆ.

Εἶτα ὁ διάκονος λέγει Ἐπὶ τῇ προθέσει τῶν ἁγίων δώρων τοῦ Κυρίου δεηθῶμεν·

ὁ ίερεὺς τὴν εὐχήν

Ὸ Θεὸς ὁ θεὸς ἡμῶν ό τὸν οὐράνιον ἄρτον κτλ.

Εἶτα ὁ διάκονος λέγει Τοῦ Κυρίου δεηθῶμεν· ὁ ίερεὺς θημιᾷ τὴν πρόθεσιν τὰ ἄγια καὶ τὴν τράπεζαν κύκλῳ λέγων τὴν εὐχὴν ταύτην

Θυμίαμά σοι προσφέρομεν κτλ. [3, p. 547-548]

 

Следующими по древности рукописями, также описывающими приношения на проскомидии, являются списки из:

— Отранто: Ottoboni gr. 344 (1177 год) [7, с. 123];

— Калабрии: Vat. gr. 2005 (1197-1211 годов) и Vat. gr. 1863 (1197–1211 годов) [7, с. 128].

Категории неканонизированных лиц, которых поминали во время проскурмисания, и некоторые примеры молитвенных формул[6], использовавшихся при этом:

А) Усопшие[7].

В письме хартофилакса Петра (XI век) воспоминание об усопшем ставится на один уровень по значимости с совершением памяти святого и является основанием для добавления к Агничной (по мнению респондента, её одной достаточно для служения Литургии) особой просфоры: «если нет памяти святого или поминовения об умерших, нет никакого препятствия» [9, c. 149]; [15, c. 423]; [10, c. 85].

Богослужение с приношением за умершего в русской литургической традиции называется «заупокойным» (происходит от выражения «за упокой»). В древнерусском памятнике канонического права «Вопрошание Кириково» (середина XII века) новгородский архиепископ Нифонт определяет нормы различных неденежных даяний за одного умершего: «За него пусть приносят и вино, и ладан, и свечи, и просфоры. Всегда служи на трёх просфорах: одна большая, от которой бывают Дары, за мёртвого не вменяется, а две другие — те за упокой. А своё купленное вино удержи в корчаге, также и ладан, а за того усопшего возьми особо» [8].

  1. Различные варианты общих формул.

 Петровский приводит формулу «помяни, Господи, всех прежде скончавшихся в надежде воскресения к вечной жизни отцов и братий наших и упокой их, где зрится свет лица Твоего» [15, c. 428] в качестве параллельной евхаристическим поминовеновениям в интерцессио (при чтении диптихов) живых и мёртвых. Сходство двух литургических элементов усиливается тем, что «наблюдается по некоторым спискам (в данном случае в рукописи Эсфигменского монастыря — д. И. Л.) полное тождество в поминовении отдельных лиц. Как на проскомидии, так и на евхаристической молитве из живых поминаются, например, Иаков, Иоанн, монахиня Каллиника; из усопших — Амфилохий, Раввула, Иоанникий, Георгий» [15, c. 428-429].

Ещё один образец ходатайственной молитвы читаемой при наличии просфоры за умерших встречается в «Вопросоответах» Илии Критского:

 

ὲπὶ δὲ τῶν τελευτησάντων· Πρόσδεξαι, Κύριε, τὴν θυσίαν ταύτην εἰς ἱλασμὸν τοῦ δεῖνος τοῦ προσενέγκαντος καὶ δι’ οὓς προσήγαγον [2, p.130].

Над той, что за усопших: Приими, Господи, жертву сию в умилостивление к принесшему имярек и за нихже принесоша [11, c. 39].

  1. Усопшие братия и основатели обители.
  2. Проскурмисающий поминает архиерея, его рукоположившего (если тот уже почил).
  3. Представители гражданских властей (например, члены царствующей семьи). С этой категорией поминаемых лиц связана одна из примечательных особенностей совершения проскомидии по уставу женского монастыря Богородицы Благодатной[8]. В случае смерти императора или императрицы к семи ординарным просфорам добавлялась новая восьмая: «После смерти императора или императрицы один хлеб приносится за живого, другой за умершего». Только со смертью обоих царственных особ первоначальное число хлебов восстанавливалось: «А когда умрут император или императрица, то за упокой обоих один хлеб» [15, c. 423-424]. Кроме этих особенных случаев число просфор изменяется ещё в каждую субботу и воскресенье. К семи обычным просфорам в эти дни присоединяются другие для поминовения главнейших членов императорского дома живых и умерших.

 «В каждую субботу, предписывает устав, должны быть приносимы малые кресты за усопших родных наших, за четырёх один. Они должны быть поминаемы по уставу, равным образом и живые». Как видно из приведённого текста, один «малый крест» (А. Петровский понимает под этим просфору) приносился за четырёх человек. Если действительно речь идёт о так называемой «крестовой»[9] просфоре, то остаётся непонятным число частиц, изымавшихся при этом. Наиболее вероятным представляются два варианта: 1. одна вынималась частица за одно имя; 2. общая частица вынималась за всех четырёх. А если «малый крест» есть не что иное, как печать с крестом (первоначальная форма частиц), которую отделяли от основного хлеба, то перед нами предстаёт ещё один лимит поминовений имён за одним приношением. Как мы помним, в 11-м правиле Никифора I норма составляла три имени за одним приношением.

  1. Родителей.
  2. Проскурмисающий поминает «кого хочет» за одной или нескольким просфорами. Этот тип поминовения говорит о развитии и отходе от ограничений патриарха Никифора I (три имени за одним приношением) и устава женского монастыря императрицы Ирины (четыре имени).

Б) Живые.

  1. За одного человека, ради которого совершается Литургия (случай заказной службы[10]): «Еще молимся о жизни, здравии, спасении раба Божия, имя рек, за которого совершается литургия»[11].
  2. Церковные власти: патриарх и епископы; в монастыре — игумен и братия.
  3. Светские власти: царь (император), царица, князья и другие.
  4. Проскурмисающий поминает «кого хочет».

Различные варианты распределения просфор[12] и описание изъятия и расположения на дискосе частиц из них приводит в своей магистерской диссертации Алексей Афанасьевич Дмитриевский. При наличии только трёх служебных хлебов «за третьей просфорой поминались святые, все живые, цари, князья, игумен и умершие. В этом случае вынималась уже не одна часть, а несколько[13].

Из четвёртой просфоры, согласно с практикой церкви сербской, вынималась часть за епископа, за честное пресвитерство, диаконство и весь священнический чин. Вынутая часть полагалась впереди святого Агнца, или “таможе”, т. е. на левой стороне.

За пятой просфорой поминался царский дом, воины и все православные христиане.

На шестой просфоре поминаются имена создателя храма, архиерея рукоположившего, патриархов, царей, цариц, святительский собор, умерших русских царей и князей и вообще всех умерших. За этою же просфорою иногда поминался архимандрит или игумен со всей братией.

Самого себя священник поминал за седьмой просфорой, за которой иногда поминались и умершие» [10, c. 96-97].

Подведём итоги всему вышеизложенному: XII в. является переломным моментом в переходе от древней практики служения на многих Агнцах к совершению Евхаристии только на одной Агничной просфоре. Жертвенный характер приношений верующими просфор в чью-либо память сохранялся, но их употребляли для служения уже не целиком, а изымали некоторую часть, которую располагали на дискосе с произнесением особой молитвенной формулы. Лимитация имён живых или умерших, возносившихся за одним приношением, от изначальных 3-4 перешла к неопределённому числу поминовений, связанных с интенцией священнослужителя («кого хочешь»). Число просфор при этом варьировалось в зависимости от необходимости совершения частных поминовений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Jacob A. Une version géorgienne inédite de la liturgie de S. Jean Chrysostome// Le Muséon. 1964. №77.
  2. Laurent, V. Le rituel de la proscomidie et le métropolite de Crète Élie / V.Laurent. – RÉB , 1958. Vol. 16. – P. 116–142.
  3. Liturgies eastern and western. Being the texts original or translated of the principal liturgies or the Church. Edited with introductions and appendices by F.E. Brightman, M.A. Vol. I. Eastern liturgies. Oxford, 1965.
  4. Mandalà, M. La protesi della liturgia nel rito bizantino-greco / M. Mandalà. – Grottaferrata, 1935. – 187 p.
  5. Pitra J.B. Spicilegium solesmense complectens sanctorum patrum scriptorumque ecclesiasticorum anecdota hactenus opera. Vol.4. 1852.
  6. Афанасьева, Т.И. Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII-XVI вв.: исследование и тексты / Т.И. Афанасьева. – М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. – 393 с. – (Серия: Исторические источники).
  7. Афанасьева, Т.И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI-XV вв.) / Т.И. Афанасьева. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2015. – 448 с. – (Серия: Исторические источники).
  8. Вопрошание Кириково. http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/voproshanie_kirikovo.pdf.
  9. Голубцов, А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике / А. П. Голубцов. – Сергиев Посад, 1918. – 286 с.
  10. Дмитриевский, А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке / А.А. Дмитриевский. – Казань, 1884. – 578 с. (Прилож.).
  11. М.М. Бернацкий, диакон Михаил Желтов. Вопросоответы митрополита Илии Критского: свидетельство об особенностях совершения Божественной Литургии в нач. XII века//Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. Вып. 14, 2005. – С. 23-53.
  12. Муретов С. Чин проскомидии в греческой Церкви с XII до половины XIV века (до патриарха Филофея) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1894. Февраль. С.203).
  13. Муретов, С. О поминовении Бесплотных сил на проскомидии / С. Муретов. – Москва : типография Г. Лисснер и А. Гешель, 1897. – VIII + 135 с.
  14. Пентковский А. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.
  15. Петровский А.В. Древний акт приношения вещества для таинства Евхаристии и последование проскомидии// Христианское чтение. СПб.,1904.№3.
  16. Тафт, Р.Ф. Великий вход: история перенесения даров и других преданафоральных чинов / Р.Ф. Тафт; [пер. с англ. С. Голованова]. — 2-е издание. — Омск: Голованов, 2011. – 544 с.
  17. Тафт Р. Диптихи / Роберт Френсис Тафт; [пер. с англ. С. Голованова]. – Омск: Голованов, 2012.

 

[1] Древнерусский вариант «проскурмисати», отражающий паронимическую аттракцию существительного «проскура» или «просфура» (просфора) и глагола «проскомисати», широко распространён в служебниках и канонических памятниках Древней Руси (например, «Вопрошании» Кирика; Рум. 399, л. 7 об.; Рум. 398. л.1). В данной публикации мы будем именовать «проскурмисанием» процесс изъятия поминальных частиц из просфор (не смотря на то, что первоначально это понятие также включало в себя и операции с агничной просфорой). Подобная дефиниция уже имеет прецедент. В «Слове святаго Григория о литургии» по рукописи Погод. 190, л.52 мы находим явное разделение между приготовлением Агнца и проскурмисанием: «Егда внидет иереи въ церковь и облкъся в ризы. Идеть в малыи олтарь и тоу выимет агнець и проскоурымисаеть» [6, с. 321].               

[2] «Καὶ ἱστάμενος λέγει σφπαγίζων τὰ θεῖα δῶρα· ἔτι μνησθῆναι καταξίωσον Κύριε, καὶ τῶν τὰς προσφορὰς προσενεγκάντων ἐν τῇ σήμερον ἡμέρᾳ. Ἐπὶ τὸ ἅγιόν σου θυσιαστήριον καὶ ὑπὲρ ὧν ἕκαστος προσήνεγκεν ἢ διάνοιαν ἔχει καὶ τῶν ἀρτίως σοὶ ἀναγινωσκομένων» [4, p. 119].

[3] «Последняя фраза καὶ τῶν ἀρτίως σοὶ ἀναγινωσκομένων заставляет думать о некотором практическом развитии этих приношений в данном ключе: часто происходило так, что опоздавшие верные желали принять участие в нынешнем приношении, и что служащий священнослужитель не имел возможности их воспомянуть особо во время протесиса. В этом случае он записывал имена. Их имена надлежащим образом зачитывались, когда придёт время» [4, p. 119].

[4] «Извлечение поминальных частиц из просфор на протесисе (чине приготовления даров перед литургией), развитие которого началось в XI веке (Древнейший памятник грузинской версии литургии Иоанна Златоуста см. по списку Синай груз. 89)» [17, c. 44].

[5] Очень важное замечание относительно факультативности дополнительных просфор, принесённых за кого-либо, делает А. Петровский: «Литургические памятники низводят добровольные приношения за живых и усопших на степень приношений случайных, могущих быть и не быть, а в зависимости от этого и проскомидийные действия над ними считаются только возможными, условными: их описание предваряется обычно замечанием “если”» [15, c. 423].

[6] В литературе, как мы увидим далее, есть две тенденции, связывающие происхождение молитвенных формул-интерцессий или с поминовением после освящения Святых Даров (диптихи), или с диаконскими прошениями на литии во время всенощного бдения. С. Муретов приводит в подтверждение последней гипотезы авторитетное свидетельство святого Симеона Солунского: «В заключение иерей полагает частицу вообще за всякую душу христиан православных и, обращая слова к Богу, читает всю молитву, которую произносим на литии всенощного бдения: “приими, Господи, говорит он, жертву сию в пренебесный твой жертвенник о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной, милости твоея и помощи требующей, и прочее до конца”» (цит. по: [12, c. 203]).

[7] Мы ставим эту категорию раньше живых, согласно логике Сod. géorgien 89 du Sinaï. Возможно, что данная последовательность является отражением архаичной практики чтения диаконом заупокойных диптихов раньше списков живых.

[8] Основан в 1114 году женой византийского императора Алексея Комнина Ириной [Ειρήνη Δούκαινα (1066 — 1123 (1133)].

[9] В объяснении Алексея Афансьевича Дмитриевского название «крестовая» или «крестная» (в его описании она использовалась для третьей просфоры за святых) происходит от особого вида печати: «На просфорах изображались кресты (σταύρια). Такие просфоры употребляются в греческой церкви и в настоящее время». Митрополит Киприан писал к игумену Афанасию об этом виде литургических хлебов: ««Проскуры же кресты или доры, несть в сем различие кое; аще ли будет кресты на доре проскура дорная достоит быти Агнца ради». Цит. по: [10, c. 94]. С. Муретов, признавая возможность такого объяснения, тем не менее приводит своё предположение: «Не потому ли третья просфора называлась крестовою, что первая частица из неё вынималась в честь креста, подобно тому, как вторая просфора обыкновенно называется Богородичной, потому что из неё изъемлется частица в честь Богородицы; третья — Предтечевой, потому что из неё берется часть в честь Предтечи?» [13, c. 95].

[10] В Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата такая заказная служба называется «Царской Литургией», отправляемой по требованию прихожан.

[11] Вариант, который приводится у А. Петровского [15, c. 423].

[12] Другие примеры распределения с формулами из различных Типиков есть у С. Муретова [12, c. 201-203]: «В Синодальном типике: «помяни, Господи, архиепископа нашего, (имя рек, на поле замечено: «здесь поминаются цари по имени, потом поминает кого хочет, живых и умерших»), отца нашего (имя рек) игумена и всю во Христе братию нашу. Помяни, Господи, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин, помяни, Господи, плодоносящих и добродеющих во свяятых церквах Твоих и поминающих бедные; помяни, Господи, благочестивейших царей наших, о всякой палате и воинстве их,; помяни, Господи, святую обитель сию, в ней же обитаем, и всяком граде и стране и с верою живущих в них; помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их; помяни, Господи, в надежде воскресения и жизни вечныя отшедших и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего; помяни, Господи, по множеству щедрот Твоих, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное».

В Иерусалимском: «Если имеет и другия просфоры, то говорит на каждой: «Помяни, Господи, царя и воинство его, патриарха и весь священнический чин, о всяком епископстве православных, всяком пресвитерстве и сослужащих с нами, всяком клире и народе, игумене и живущих в обители его, за плодоносящих и добродеющих в святых церквах Твоих, родителей и сродников наших по плоти, заповедавших нам недостойным молиться за них, и о всякой душе православных христиан. Помяни, Господи, души раб Твоих, умерших отец и братий наших. И, сколько знает, перечисляет поимённо. Еще молимся о упокоении блаженныя памяти раба Твоего (имя рек): еще молимся о сострадании, жизни, здравии и спасении раба Божия за котораго совершается литургия. Помяни, Господи, и мою бедность и недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное, и не возбрани, моих ради грехов, благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих даров».

На пятой просфоре: «О благочестивых царех наших, всякой палате и воинстве их. Об отпущении грехов раба Божия (имярек), и всех во Христе братий наших, о милости, здравии, спасении, и прощении грехов рабу Божию архиерею (имярек). О плодоносящих и добродеющих во святых церквах, и поминающих убогия, о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной, милости Божией и помощи требующей, о покровении святаго дому сего и живущих в нем, о мире и состоянии всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей, о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих отец и братий наших. О оставльшихся и во отшествии сущих, о исцелении в немощех лежащих, о избавлении плененных, и о братиях наших во службах сущих, и о всех служащих и служивших во святей обители сей. О успении, ослабе, блаженней памяти, и о оставлении грехов рабов Божиих (имярек) и всех преждеотшедших отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных. Помяни, Господи, по множеству милости Твоея и мое недостоинство, и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное. В Синодальном и Иерусалимских типиках о пятой просфоре не говорится».

[13] Ркп. М. дух. акад. №85; ркп. Румянц. Муз. №402 (Брат. Слов. 1875, III, II, 220).

 

Иcточник: Лященко Иоанн, диакон. История развития практики поминовения живых и усопших за проскурмисанием // Сборник статей преподавателей и сотрудников Минского духовного училища: сборник статей / сост.: А. О. Горанский, С. В. Мандрик, А. Е. Федюнькина. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2020. C. 169–179.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9