Статья
В статье Виктора Неовитоса исследуются созерцательные умозрения преп. Максима Исповедника о мистическом состоянии «таинственного богословия», возникающем после вознесения ума выше естественного созерцания логосов сущих. Показано, что преп. Максим различает в таинственном богословии три этапа, отличающихся степенью сокрытости. Первый этап — это начальный процесс обожения души, совершающийся через единение с божественными энергиями окрест Бога. На этом этапе ум сверхъестественно видит нетварный свет Господней славы и познает Премудрость Христа. Следующий этап совершается через отрицание богопознания окрест Бога и введение души в сокровенное место, сокрытое от всякого мышления, ведения и видения, где ум пребывает в состоянии совершенной неопределенности и непознаваемости Божественной сущности. На этом этапе душа через ипостасное соединение с божественной природой усыновляется Богом и становится по благодати всем, что есть Бог, кроме тождества по сущности. И завершающий третий этап таинственного богословия — это вечная жизнь нового человека окрест Бога, который вновь окунается в блаженство сокровенного видения Господней славы, но уже в чине сына Божьего по благодати.
Статья
В 2018 году вышел русский перевод книги трактатов немецкого богослова, мистика и квиетиста Герхарда Терстегена. Эти трактаты частично публиковались и на портале «Богослов.Ru». Терстеген много пишет о внутреннем обретении Христа и о возрастании в христианской жизни. Автор статьи, ознакомившись с книгой, рассуждает о пользе и вреде методов протестанского богослова для православного христианина.
Статья
Предлагаем читателям вторую часть ранее опубликованного исследования трактата прп. Максима Исповедника. Автор продолжает анализ созерцательной практики умного делания, в которой постигается смысл пяти делений и пути их преодоления человеком. Благодаря данному преодолению, по мысли преподобного Максима, осуществляется мистическое восхождение ума к единению с Богом.
Статья
В настоящей статье сделана попытка исследования Трудности 41 с точки зрения созерцательной практики умного делания, в которой постигается смысл пяти делений и пути их преодоления человеком как ступеней мистического восхождения ума к единению с Богом. С этой точки зрения уточняются используемые преподобным Максимом Исповедником понятия, а также смысл соединения разделенного и обретения в себе логосов всеобщих природ тварного мира.