Антоний (Храповицкий), митр.
Профессиональные интересы: Богословие, Практика
Конфессии: Православие

Краткая биографическая справка:

Родился в селе Ватагино Крестецкого уезда Новгородской губернии в семье помещика.

Воспитанник Санкт-Петербургской пятой гимназии. Курс гимназии окончил с золотою медалью и поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии. В 1885-м году, окончив полный курс Академии и уже приняв монашество, он поступает на службу по духовно-учебному ведомству и в продолжении пяти лет последовательно проходит должности: помощника инспектора Академии, преподавателя Холмской духовной семинарии, доцента Санкт-Петербургской академии и ректора Санкт-Петербургской ceминарии. В 1888-м году, пocле публичной защиты диссертации под заглавием: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» , он получил ученую степень магистра богословия; в 1890-м году возведен в сан архимандрита, а 2-го января 1891-ro года прибыл в Сергиев Посад в качестве ректора Московской Духовной Академии. (БВ 1892, №1. С. 128).

При переводе в Академию на должность ректора он мог избрать любой предмет для преподавания по своему выбору и остановился на «Пастырском богословии». «Предметом пастырского богословия, - говорил он, - служит изъяснение жизни и деятельности пастыря, как служителя совершаемого благодатию Божией духовного возрождения людей и руководителя их к духовному совершенству» (Митрополит Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений. М., Дар, 2007. Т. 1. С. 18).

При нем был основан, 8 ноября 1891 года, академический журнал «Богословский Вестник». По этому случаю архим. Антоний служил молебен бесплотным силам, отметив особо в своем слове, что деятели духовного просвещения должны подражать ангелам. «Поистине с терпением Ангела Хранителя должен современный учитель православного богословия отыскивать искры правды в современных умах и через эти искры проницать в умы светом спасительных заветов Церкви» (Митрополит Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений. М., Дар, 2007. Т. 2. С. 531).

По воспоминаниям прот. Сергия Четверикова, учившегося в МДА в то время, «владыка Антоний был сердцем нашего академического мира... Двери его покоев во всякое время были открыты для студентов. Сам он часто приходил на нашу вечернюю молитву в академическую церковь и после молитвы о чем-нибудь беседовал. Он умел подойти к каждому из нас, и из наших отношений с ним был устранен дух формализма и официальности. Мы жили согретые его любовью и лаской. И вместе с тем эти отношения были чужды всякой фамильярности. Мы чувствовали его неизмеримое превосходство... Он впервые, может быть, многим из нас раскрывал смысл православного пастырства как любовного и самоотверженного приятия в свою душу своей паствы, переживания вместе с нею всех горестей и радостей, всех испытаний, искушений и падений своих духовных чад и возрождения и восстания силою сострадательной любви и молитвы» (цит. по: Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к различным лицам. Спб., Изд. Олега Абышко, 2006. С.122).

В силу разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским), полагавшим, что не следует постригать в монахи до 30 лет, в 1895 переведен ректором Академии в Казань.

Часто вспоминают его резкие высказывания об Академиях после 1905 г., приведенные прот. Г. Флоровским в «Путях русского богословия». Но совсем другое читаем в его сочинениях, относящихся ко времени, когда он был ректором: «Академии нужен не холод, не засуха, а весна, - писал он в 1896 г. - Академия богата прекрасным нравственным содержанием, часто незримым для постороннего судьи и даже неценимым ее собственными сынами, потому что они, будучи очень учеными в философии и богословии, мало знают жизнь и не могут сравнить своего с чужим» (Митрополит Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений. М., Дар, 2007. Т. 1. С. 906). И далее: «Что такое вообще средний тип академического профессора? Это тип чрезвычайно мягкий, смирный и неприхотливый. Нужно иметь много задирательной способности или суетливой беспорядочности, чтобы возбудить враждебное брожение в академической среде. Помню слова митрополита Михаила Сербского, обращенные к учащей и учащейся Академии: «Привет тебе, тихий приют духовного просвещения!» - умиленным голосом вещал маститый старец» (Там же. С. 910-911).

7 сентября 1897 г. архим. Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 1 марта 1899 г. - епископ Чистопольский. В 1900 г. назначен епископом Уфимским и Мензелинским, а 22 апреля 1902 г. - епископом Волынским и Житомирским. С 6 мая 1906 г. - архиепископ. С 19 мая 1914 г. - архиепископ Харьковский и Ахтырский. Член Поместного Собора 1917-1918 гг., был одним из кандидатов на Патриарший Престол.

В ноябре 1917 г. возведен в сан митрополита. 19 мая 1918 г. избирается епархиальным собранием на Киевскую кафедру. Титул Митрополита Киевского и Галицкого сохранил и во все время пребывания за рубежом.

С 1920 г. в эмиграции. Председатель Русского Всезаграничного Церковного Собора (21 ноября - 2 декабря 1921 г.) в г. Сремски-Карловци. Возглавлял РПЦЗ.

«Дар слез присущ имеющим радость о Боге, ибо радуется о Нем душа, размягченная покаянием. И если Бог дал нам каплю слез или капли часть некую, тогда и мы можем иметь надежду на спасение», - говорил он в последней своей проповеди 15/28 июля 1936 г. (Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к различным лицам. Спб., Изд. Олега Абышко, 2006. С.122).

Погребен в Белграде в склепе Иверского храма. Над склепом возвышается мраморное надгробие.

Библиография работ автора:  

Собрание сочинений. М.: Даръ, 2007. Т. 1-2.

(Достаточно обстоятельно, хотя и небрежно по поспешности, включает большей частью труды, печатавшиеся отдельно. Значительное число статей остались рассеянными в текущей прессе)

Библиография
Слово о кресте пастырского служения
Библиография
О правилах Тихония и их значении для современной экзегетики
Книги
Избранные труды, письма, материалы
Библиография
Догмат искупления
Библиография
Догмат искупления
Библиография
Первая ответная докладная записка Святейшему Правительствующему Синоду
Библиография
Библейское учение об Ипостасном Слове Божием
Библиография
Сын человеческий: Опыт истолкования
Библиография
Две крайности: паписты и толстовцы
Библиография
Две крайности: паписты и толстовцы
Библиография
Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы: [Произнесено в 1894 году в академической церкви]
Библиография
Нравственное обоснование важнейшего христианского догмата: [Приложение к разбору учения Канта об оправдании]
Библиография
Два пути пастырства — латинский и православный
Библиография
Слово на молебне перед началом учения 12 сентября 1893 г.
Библиография
Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф. М. Достоевского
Библиография
Слово на день памяти Преподобного Сергия [на текст: «Подобно есть царствие небесное зерну горушичну, еже взем человек, всея на селе своем»]
Библиография
Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы.
Библиография
Общественное благо с точки зрения христианской и с современной – позитивной
Библиография
Знамение времени: («Полунощники». Повесть Н. Лескова)
Библиография
[Памяти наставника нашего В. Д. Кудрявцева–Платонова. Речи, слова и стих при погребении]
Библиография
Речь, сказанная на молебствии Бесплотным Силам в день открытия академического журнала «Богословский вестник» [8 ноября 1891 г. в академической церкви]

Другие публикации на портале:

Еще 9