Родился в селе Ватагино Крестецкого уезда Новгородской губернии в семье помещика.
Воспитанник Санкт-Петербургской пятой гимназии. Курс гимназии окончил с золотою медалью и поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии. В 1885-м году, окончив полный курс Академии и уже приняв монашество, он поступает на службу по духовно-учебному ведомству и в продолжении пяти лет последовательно проходит должности: помощника инспектора Академии, преподавателя Холмской духовной семинарии, доцента Санкт-Петербургской академии и ректора Санкт-Петербургской ceминарии. В 1888-м году, пocле публичной защиты диссертации под заглавием: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» , он получил ученую степень магистра богословия; в 1890-м году возведен в сан архимандрита, а 2-го января 1891-ro года прибыл в Сергиев Посад в качестве ректора Московской Духовной Академии. (БВ 1892, №1. С. 128).
При переводе в Академию на должность ректора он мог избрать любой предмет для преподавания по своему выбору и остановился на «Пастырском богословии». «Предметом пастырского богословия, - говорил он, - служит изъяснение жизни и деятельности пастыря, как служителя совершаемого благодатию Божией духовного возрождения людей и руководителя их к духовному совершенству» (Митрополит Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений. М., Дар, 2007. Т. 1. С. 18).
При нем был основан, 8 ноября 1891 года, академический журнал «Богословский Вестник». По этому случаю архим. Антоний служил молебен бесплотным силам, отметив особо в своем слове, что деятели духовного просвещения должны подражать ангелам. «Поистине с терпением Ангела Хранителя должен современный учитель православного богословия отыскивать искры правды в современных умах и через эти искры проницать в умы светом спасительных заветов Церкви» (Митрополит Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений. М., Дар, 2007. Т. 2. С. 531).
По воспоминаниям прот. Сергия Четверикова, учившегося в МДА в то время, «владыка Антоний был сердцем нашего академического мира... Двери его покоев во всякое время были открыты для студентов. Сам он часто приходил на нашу вечернюю молитву в академическую церковь и после молитвы о чем-нибудь беседовал. Он умел подойти к каждому из нас, и из наших отношений с ним был устранен дух формализма и официальности. Мы жили согретые его любовью и лаской. И вместе с тем эти отношения были чужды всякой фамильярности. Мы чувствовали его неизмеримое превосходство... Он впервые, может быть, многим из нас раскрывал смысл православного пастырства как любовного и самоотверженного приятия в свою душу своей паствы, переживания вместе с нею всех горестей и радостей, всех испытаний, искушений и падений своих духовных чад и возрождения и восстания силою сострадательной любви и молитвы» (цит. по: Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к различным лицам. Спб., Изд. Олега Абышко, 2006. С.122).
В силу разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским), полагавшим, что не следует постригать в монахи до 30 лет, в 1895 переведен ректором Академии в Казань.
Часто вспоминают его резкие высказывания об Академиях после 1905 г., приведенные прот. Г. Флоровским в «Путях русского богословия». Но совсем другое читаем в его сочинениях, относящихся ко времени, когда он был ректором: «Академии нужен не холод, не засуха, а весна, - писал он в 1896 г. - Академия богата прекрасным нравственным содержанием, часто незримым для постороннего судьи и даже неценимым ее собственными сынами, потому что они, будучи очень учеными в философии и богословии, мало знают жизнь и не могут сравнить своего с чужим» (Митрополит Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений. М., Дар, 2007. Т. 1. С. 906). И далее: «Что такое вообще средний тип академического профессора? Это тип чрезвычайно мягкий, смирный и неприхотливый. Нужно иметь много задирательной способности или суетливой беспорядочности, чтобы возбудить враждебное брожение в академической среде. Помню слова митрополита Михаила Сербского, обращенные к учащей и учащейся Академии: «Привет тебе, тихий приют духовного просвещения!» - умиленным голосом вещал маститый старец» (Там же. С. 910-911).
7 сентября 1897 г. архим. Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 1 марта 1899 г. - епископ Чистопольский. В 1900 г. назначен епископом Уфимским и Мензелинским, а 22 апреля 1902 г. - епископом Волынским и Житомирским. С 6 мая 1906 г. - архиепископ. С 19 мая 1914 г. - архиепископ Харьковский и Ахтырский. Член Поместного Собора 1917-1918 гг., был одним из кандидатов на Патриарший Престол.
В ноябре 1917 г. возведен в сан митрополита. 19 мая 1918 г. избирается епархиальным собранием на Киевскую кафедру. Титул Митрополита Киевского и Галицкого сохранил и во все время пребывания за рубежом.
С 1920 г. в эмиграции. Председатель Русского Всезаграничного Церковного Собора (21 ноября - 2 декабря 1921 г.) в г. Сремски-Карловци. Возглавлял РПЦЗ.
«Дар слез присущ имеющим радость о Боге, ибо радуется о Нем душа, размягченная покаянием. И если Бог дал нам каплю слез или капли часть некую, тогда и мы можем иметь надежду на спасение», - говорил он в последней своей проповеди 15/28 июля 1936 г. (Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к различным лицам. Спб., Изд. Олега Абышко, 2006. С.122).
Погребен в Белграде в склепе Иверского храма. Над склепом возвышается мраморное надгробие.
Собрание сочинений. М.: Даръ, 2007. Т. 1-2.
(Достаточно обстоятельно, хотя и небрежно по поспешности, включает большей частью труды, печатавшиеся отдельно. Значительное число статей остались рассеянными в текущей прессе)