Святитель Кирилл Александрийский (376-444) — один из самых знаменитых и почитаемых Отцов Церкви, выдающийся богослов, полемист и экзегет, автор многочисленных сочинений, знакомство с которыми и сегодня необходимо каждому православному христианину. Одно из таких сочинений — «Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице». «Книга сокровищ» является своего рода обобщением аргументации полемики православных с арианами и неоарианами, которая велась на протяжении всего IV в. и начала V в. Ее особенностью являются не столько сами эти аргументы, а та систематичность, с которой их высказывает св. Кирилл, и форма, в которой он их излагает, — своеобразного диалога с еретиками, позволяющего им высказывать все свои аргументы, а со своей стороны — точного и ясного их опровержения, причем не только на основании цитат из Св. Писания, но и «силлогистически». На этом этапе полемики с неоарианством, когда в Империи оно уже было в целом разбито и вряд ли могло восстановить свое влияние, главной задачей Александрийского святителя было предельно ясно и убедительно изложить православное учение о Св. Троице, чтобы вооружить членов Православной Церкви против любых доводов еретиков и сочувствующих им, если таковые будут высказаны. Св. Кирилл именно так и формулирует задачу своего сочинения: «Сложить для чад Церкви слово в качестве залога подмоги на будущее», что ему, несомненно, и удалось в полной мере.На русском языке публикуется впервые. Для самого широкого круга читателей
Кирилл, архиепископ Александрийский (ум.444) [греч] – святой, память 18 июня. Отец Церкви, богослов, сыгравший выдающуюся роль в истории христианской догматики, прежде всего в христологических спорах. В жизни К.А. был властным и честолюбивым человеком, доходившим до политического интриганства. Он известен борьбой против Константинопольской церкви, по поручению Феофила Александрийского, своего дяди, был главным обвинителем свт. Иоанна Златоуста и (позднее) противником его канонизации. С помощью верных вооруженных людей К.А. победил в уличных боях своего конкурента Тимофея. При нем, как архиепископе Александрийском, произошли жестокие столкновения с евреями и убийство Гипатии (современные историки расходятся во мнении о причастности К.А. к этому деянию). Но именно такой человек, властный и решительный, и понадобился церкви для борьбы с фанатичными сторонниками Нестория. К.А. был к тому же великий богослов и очень талантливый полемист. К.А. сыграл решающую роль на Эфесском соборе 431 года. Литературное наследие К.А. велико. Здесь мы видим труды по тринитарной догматике, полемические труды против Нестория, толкования книг Ветхого и Нового заветов. Вместе с тем терминология К.А. разработана нечетко; вследствие этого, по мнению В.В.Болотова, К.А. перешел черту, сделал один лишний шаг в сторону монофизитства".
Житие святаго отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 10. – Месяц июнь.
Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (Гл. LVII, ХСШ).
Память иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 7. – Месяц март.
Сократ Схоластик. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. (Кн. VII, гл. 7, 13–15, 34, 40).
Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. I, гл. 3, 5–7, 10, 15. Кн. II, гл. 4, 18. Кн. IV, гл. 38).
Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. – СПб., 1851. (Кн. IV, гл. 5, 25, 30).
Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1 – 3.
Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта / Пер. В.И.Оболенского и Ф.А.Терновского. – М., 1887. (Годы от Р.Х 424 – 425).
Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.
Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. – М.: Паломник, 1993. С.158–167.
Андреев И.Д. Несториане // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т.II.
Андрей Кураев. Предисловие // Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. – М.: Путем зерна, 1997.
Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.154–156. Бахметева. С.82–85.
Андрей, диакон. Философические и теологические опыты. – М.: Книга, 1991. С.150–153, 170–172, 182–183.
Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
Барсов Н.И., Андреев И.Д., Писарев Л.И. Кирилл Александрийский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.112–113. Сергий Булгаков, протоирей. Агнец Божий. – М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2000. С.43–59.
Бибиков М.В. Кирилл Александрийский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.
Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства. Труды по истории древней Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.70.–73.
Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 317 – 329.
Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.
Вишняков А. Имп. Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла Александрийского. – Симбирск, 1908.
Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С.303–308.
Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 619–623.
Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С.71–108, 124–130.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.256–262.
Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.201–227.
Киреева М.В. Вспомогательные экзегетические приемы в комментариях Оригена и свт. Кирилла Александрийского на Евангелие от Иоанна // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 2000.
Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века / Пер. с фран. – М.: Путем зерна, 1997.
Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.354–356.
Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи направлениями школ Александрийской и Антиохийской.– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Гл. V).
Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.
Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.
Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.
Лосский В.Н. Боговидение. – М.: Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.68–70.
Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства, 2000.
Лосский В.Н. Сиро–палестинцы и святитель Кирилл Александрийский // Альфа и Омега. – М., 1996. – № 4 (11).
Лященко Т. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский: Его жизнь и деятельность. – Киев, 1913.
Макарий, митрополит. Православно–догматическое богословие. – М.: Паломник, 1999. – Т. 1. С.41–42.
Макаров Д. И. Этюды о раннехристианской и византийской гомилетике на Преображение Господне (III–XV века). Ч. 1. Св. Кирилл Александрийский как последователь Златоуста // Мир православия. – Волгоград, 2003. – Вып. 5.
Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.296–297.
Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.291–302.
Миролюбов А. Проповеди св. Кирилла Александрийского. – Киев, 1913.
Новоселов М. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С. 101–103.
Пономарев П.П. Кеносис // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т.III. С.379–381.
Пономарев П.П. Учение св. Кирилла, архиепископа Александрийского, об евхаристии // Православный собеседник. – Казань, 1903. – № 5.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.347–348.
Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.684–691. 2170. С.42–57.
Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.111–115.
Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 28 – 30, 216.
Сидоров А.И. Святитель Кирилл Александрийский, его жизнь, церковное служение и творения // Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского. – М.: Паломник, 2000. – Т. 1.
Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.131–151.
Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.291.
Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.156–157.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 3. С.71–89.
Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.15–17, 43–73.
Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.368–405. 2675. 2689.
Шабуров Н.В. Кирилл Александрийский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.
Энциклопедия православной святости: В двух томах / Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1.
Творения Святого Отца нашего Кирилла Александрийского. – М.: Паломник, 2000 – 2001. – Т. 1 –3. (Библиотека Отцов и Учителей Церкви).
Разговор с Несторием о том, что Святая Дева – Богородица, а не Христородица; Слово против тех, кто которые не хотят исповедовать Святую Деву Богородицею // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. – М., 1998. – Вып. 3.
К епископам, сущим в Ливии и Пентаполе (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.
Каноническое послание к Домну, патриарху Антиохийскому (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.
Катехизисы. – Сергиев Посад, 1893.
Слово о исходе души и Страшном суде. – М., 1995.
Слово о исходе души и Страшном суде. – Самара: Самарский дом печати, 1997.
Слово о исходе души и Страшном суде // Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. – М.: Путем зерна, 1997.
Слово против тех, которые не хотят исповедовать Св. Деву Богородицею; Разговор с Несторием о том, что Св. Дева — Богородица, а не Христородица / Пер. с греч.: свящ. В. Дмитри ев // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. – М., 1998. – № 3.
Пресвятая Троица и воплощение // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.
Фрагменты сочинений // Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994.
Святитель Кирилл Александрийский (376-444) — один из самых знаменитых и почитаемых Отцов Церкви, выдающийся богослов, полемист и экзегет, автор многочисленных сочинений, знакомство с которыми и сегодня необходимо каждому православному христианину. Одно из таких сочинений — «Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице». «Книга сокровищ» является своего рода обобщением аргументации полемики православных с арианами и неоарианами, которая велась на протяжении всего IV в. и начала V в. Ее особенностью являются не столько сами эти аргументы, а та систематичность, с которой их высказывает св. Кирилл, и форма, в которой он их излагает, — своеобразного диалога с еретиками, позволяющего им высказывать все свои аргументы, а со своей стороны — точного и ясного их опровержения, причем не только на основании цитат из Св. Писания, но и «силлогистически». На этом этапе полемики с неоарианством, когда в Империи оно уже было в целом разбито и вряд ли могло восстановить свое влияние, главной задачей Александрийского святителя было предельно ясно и убедительно изложить православное учение о Св. Троице, чтобы вооружить членов Православной Церкви против любых доводов еретиков и сочувствующих им, если таковые будут высказаны. Св. Кирилл именно так и формулирует задачу своего сочинения: «Сложить для чад Церкви слово в качестве залога подмоги на будущее», что ему, несомненно, и удалось в полной мере.На русском языке публикуется впервые. Для самого широкого круга читателей