(354-430) [лат] – блаженный (память его Православная Церковь празднует 15 июня), святой Римско-католической церкви, главный представитель западной патристики, Отец Церкви.
В автобиографической "Исповеди" А. рассказал о своем пути к истинной религии, который не был простым. Родной город А. – Тагаст, на территории нынешнего Алжира. Его мать исповедовала христианство, а отец был язычником. Влияние матери (ее звали Моника) на А. было велико – в "Исповеди" есть подробная ее биография. В первых книгах "Исповеди" А. весьма откровенно пишет о своих детских и юношеских прегрешениях. Однако несмотря на разгульную жизнь, А. не бросал учебу и серьезно работал в библиотеке и в результате получил вполне приличное образование. Воспитанный матерью как христианин, А. в юности оказался охваченным плотскими страстями и отошел от религии. Чтение Цицерона пробудило в нем стремление к мудрости, однако он не сумел найти ее в христианстве и прошел через увлечение распространенными тогда учениями магии и астрологии (в "Исповеди" А. описывает ощущение умственного тупика, в который завели его эти учения), а позже – увлечение манихейством. Но вскоре А. обнаружил, что манихейство, отрицая личную свободу людей, не способно дать решение нравственного конфликта добра и зла; его решению позже помогли понять чтение Нового Завета и проповеди свт. Амвросия Медиоланского. В интеллектуальном плане обращению А. в христианство способствовал неоплатонизм; изучая латинские переводы Плотина, А. впервые познакомился с пониманием Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Наставничество свт. Амвросия Медиоланского сыграло решающую в обращении А., которое произошло 25 апреля 387 г. После двух лет монастырского уединения А. становится священником, а затем – епископом г. Гиппона. Умер А. во время осады Гиппона вандалами 28 августа 430 года. Останки А. были перенесены в Сардинию, ради спасения их от поругания ариан-вандалов, позже выкуплены лангобардским королем погребены в Павии. В 1842 году, с согласия папы, они были перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августина, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона.
Литературное творчество А. велико и многообразно. Его творения посвящены христианской догматике, экзегетике, философии, полемике с манихеями и еретиками, этике, эстетики. Самая известная его книга – автобиографическая "Исповедь". Итогом пастырской деятельности А. стали многие наставления и циклы бесед; сохранилось сотни его проповедей и писем. Много труда положил А. на комментирование Священного Писания, чему посвящены отдельные сочинения. Экзегетический характер имеют и полемические творения А., поскольку полемика осуществляется через интерпретацию ошибочно трактуемых еретиками фрагментов Св. Писания. А. не только интерпретировал Св. Писание, но и задал метод интерпретации. В своих экзегетических трудах А. последовательно различал "вещь" и "знак вещи" и разработал разветвленную типологию знаков. Среди догматических сочинений А. выделяется трактат "О Святой Троице", представляющий собой систематическое изложение текстов Св. Писания, на основе которых был раскрыт Никейский Символ веры. Соотношение Божественных ипостасей А. мыслит как имманентный внутренний диалог самопознания и любви. Важное значение в творчестве А. имеет концепция соотношения веры и знания; вера выступает исходным основанием любого знания – в частности, читатель Св. Писания должен уверовать в их авторитет прежде, чем научится их понимать. В целом А. исходит из постулата "верую, дабы понимать".
А. называют "учителем благодати"; он много размышлял о благодати и предопределении, прежде всего в сочинениях, направленных против Пелагия. Благодать – необходимое условие восстановления поврежденной грехопадением человеческой природы. Спасение человека зависит от действия Божьей благодати в человеческом сердце. А. различает "неспособность согрешать" и "способность не согрешать"; первой был наделен Адам, но не сумел ею воспользоваться; вторая соотносится А. с Христом как "вторым Адамом", и через Него мир наделяется не только желанием блага, но и волением к благу. Свободу А. трактует не как способность "выбора", но как способность "исполнения".
А. – родоначальник христианской философии истории (историософии); этой проблематике посвящена его знаменитая книга "О Граде Божием", созданная под впечатлением известия о разорении города Рима варварами в 410 г.). В этом сочинении А. дает периодизацию всей человеческой истории. Земному граду – государству – противопоставлял мистически понимаемый Божий град – Церковь. Два града – град нечестивцев и град праведников – существуют от начала человеческого рода и пребудут до конца века. Основатель земного града – братоубийца Каин; ему соответствует и братоубийца Ромул – основатель Рима. Теперь граждане обоих градов живут вместе, но желают разного, в день же Суда поставлены будут розно. Две разновидности любви порождают два града: земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный – любовью к Богу, доведенной до полного самозабвения. Это понимание А. историзма дополняется трактовкой таких категорий, как память и время, о которых А. подробно говорит в "Исповеди" – в X и XI книгах.
А. – автор многих полемических сочинений, направленных против манихейства и против ересей в христианстве. В трактате о музыке А. решает проблему влияния музыки на формирование культуры мысли. В ранний период после обращения в христианство А. занимался философией; он довольно хорошо знал латинскую языческую литературу, во многом именно через него латинское Средневековье воспринимало античную интеллектуальную традицию. В средние века авторитет А. был чрезвычайно велик, не имел себе равных до появления трудов Фомы Аквинского.
Абрамов С.Р. Библейская герменевтика раннего средневековья: Августин // Неделя науки МГТИ: Материалы науч.-практ. конф. Майкоп, 2001. Секция гуманит. дисциплин. Вып. 4.
Августин // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
Аверинцев С.С. Августин // Идеи эстетического воспитания. - Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. - М.: Искусство, 1973.
Аверинцев С.С. Августин // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962-1978. – Т. 1.
Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977. (См. указатель).
Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. – М.: Наука, 1976. С.50-53.
Аверинцев С.С. Христианская литература // Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987.
Адамян А.А. Эстетические воззрения раннего христианского Средневековья // Адамян А.А. Статьи по эстетике. – Ереван, 1967.
Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. I.
Александр Мень. Свет во тьме светит (Проповеди). – М.: АО "Вита-Центр, 1991.
Алексий Сидоренко. О влиянии философских концепций на космологию Блаженного // Проблемы истории и филологии. - Тобольск : Б. и., 2001. - С.49-52
Альбрехт М. фон. История римской литературы. От Андроника до Боэция и ее влияние на позднейшие эпох / Пер. с нем. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2005. – Т. III. – С. 1805 – 1852.
Альбрехт М. фон. К пониманию музыки в Confessiones Августина // Древний мир и мы: Альманах. – СПб., 1997. – № 1.
Амвросий (Полянский), еп. Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина «О Граде Божием». – Тверь: Булат, 2003. (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви).
Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику / Пер. с франц. – М., 1994. С.198-208.
Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека / Пер. с англ. – Б.м.: София, 2000.
Аничков Е. Очерк развития эстетических учений // Вопросы теории и психологии творчества. – Харьков, 1915. – Т. 6. – Вып. 1.
Аничков Е. Эстетика и христианство // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах. / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994. – Т. 1.
Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).
Антоний (Мельников), митрополит. Блаженный Августин как катехизатор // Богословские труды. – М., 1976. – Сб. 15.
Антонова Е.В. Августин // Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. С. 224-242.
Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. –М.: Университетская книга, 2000. (См. указатель).
Ахундов М.А. Концепции пространства и времени: Истоки. Эволюция. Перспективы. – М.: Наука, 1982. - С.130-134.
Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: От античности до XVII в. – М.: Наука, 1976. С.106-111.
Ахутин А.В. Поворотные времена. – СПб.: Наука, 2005. С. 310 – 323.
Бальтазар, Урс Х. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. – М.: Истина и жизнь, 2001. (См. указатель).
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. С.76-06.
Баскин М.П. Об эстетических теориях европейского средневековья // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. – М., 1961.
Баскин Марк. Августин как теоретик католицизма // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Баткин Л.М. "Не мечтайте о себе": О культурно-историческом смысле "Я" в "Исповеди" Блаженного Августина. – М., 1993. (Чтения по истории и теории культуры. – Вып. 1).
Батурин А.П. Человек средневековья: Проблемы менталитета. – Кемерово: Кемеровский университет, 2001. С.37-49.
Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1-го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. – Т. 1. С.65-71.
Белоликов В. Литературная деятельность Бл. Августина против раскола донатистов. – Киев, 1912.
Белый А.А. Ценностная компонента науки и становление оптики (от Августина до Леонардо да Винчи) // Вопросы философии. – М., 2001. – № 10.
Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993. (См. указатель).
Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. – М.: Республика, 1995. (См. указатель).
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.142-151, 231-234, 259-262.
Бицилли П.М. Очерки теории исторической науки. – Прага. 1925. С.45-47.
Бицилли П.М. Салимбене: (Очерки итальянской культуры XIII в.). – Одесса, 1916. С.100-104.
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995. (См. указатель).
Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М.: Логос, 1998.
Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо-Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. Т. II. (См. указатель).
Бородин О.Р. Отношение к войне и миру в христианстве эпохи ранней патристики: (Формирование христианского пацифизма) // Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. – М.: Индрик, 1996.
Брандт М.Ю. Августин, епископ Гиппонский // Обществознание в школе. 1999. – № 1.
Бриллиантов А. Блаженный Августин и его значение на Западе // Августин: Pro et contra. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. – М.: Мартис, 1998. С.128-167.
Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с франц. – СПб.: Академический проект, 1998.
Буасье Г. Падение язычества: Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке / Пер. с франц. – М., 1892. С.196-220, 437-469.
Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. ст., сост. и примеч. В.В.Сапова. - М.: Астерль, 2007. – С. 136 – 137.
Булгаков С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. (См. указатель).
Булгаков С.Н. О влиянии триадологии Августина на русское богословие // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994. (См. указатель).
Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. – Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. – М.: Наука, 1997. (См. указатель).
Булдакова Е.В. Некоторые философские принципы св. Августина и государственная политика Меровингов и Каролингов // Карл Великий: реалии и мифы. М.: ИВИ РАН, 2001.
Булдакова Е.В. Принципы государственного строительства в теории Аврелия Августина // Вера и церковь в Средние века и раннее Новое время (Западная Европа и Византия): Тез. докл. Всерос. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых. Москва, 7-8 февр. 2001 г.
Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999. С.129-262.
Бычков В.В. Античные традиции в эстетике раннего Августина // Традиция в истории культуры. – М.: Наука, 1978.
Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. – М.: Искусство, 1984.
Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. – М.: Ладомир, 1995.
Бычков О.В. К проблеме «эстетики Августина»: о пределах интерпретации средневековых текстов // Августин: Pro et contra. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.; Л.: АН СССР, 1964. (См. указатель).
Вайнштейн О.Л. Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли от начала средних веков до наших дней . – М.; Л., 1940.
Вайнштейн О.Л. Некоторые черты средневековой историографии // Средние века. – М., 1964. – Вып. 25.
Вальверде К. Философская антропология. – М.: Христианская Россия, 2000. С. 67-68.
Варна В.В. Этические антиномии религиозного учения Августина: (К вопросу об интерпретации проблемы гуманизма в системе религиозного мировоззрения) // Вестник Москоского университета. – Сер. 7. Философия. 1983. – № 4.
Венгеренко Н.А. Концепция творчества в средневековой философии // Творчество и личность. – М., 1985.
Верещацкий П. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Августин: Pro et contra. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Верещацкий П. Учение Блаженного Августина, епископа Ипонского, о Святой Троице. – Казань, 1918.
Визгин В.П. Идея множественности миров. – М.: Наука, 1988. С.116-118.
Визгин В.П. На перекрестке двух культур: Читая Бл. Августина // От философии жизни к философии культуры. Сб. ст. / Отв. ред. В.П. Визгин. СПб., 2001. С. 209-220
Виндельбанд В. История философии / Пер. с нем. – Киев: Ника-Центр, 1997. С.232-242.
Вихрева А.А. Идеология Августина в повседневном сознании Средневековья // Проблемы повседневности в истории: Образ жизни и методология изучения. – Ставрополь, 2001.
Воробьев В.В. Понимание времени у Августина: (На материале XI книги "Исповеди") // Логические проблемы исследования научного познания. – М., 1980. С. 15—24.
Воротилин Е.А. Августин // Антология мировой правовой мысли в 5-ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.
Вуд Дж. «Увлажняя земной прах…» // Интеллектуальный форум. – М., 2000.
Вязигин А.С. Идеалы "Божьего царства" и монархия Карла Великого. – СПб., 1912. С.5-10.
Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято-Филаретовская Московская высшая православно-христианская школа, 2001. (См. указатель).
Гаджикурбанов А.Г. Августин и академический скептицизм // Из истории западноевропейской культуры. – М., 1979.
Гаджикурбанов А.Г. Антропология Августина и античная философия. Автореферат дисс. канд. филос. наук. – М., 1979.
Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. – М., 1997. – № 7.
Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. – М.: Наука, 1988.
Гайденко П.П. Понятие времени в античной философии: (Аристотель, Плотин, Августин) // Культура и искусство античного мира. – М., 1980.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. – М.: Наука, 1980. С.385-391, 395-403, 408-420.
Галынина И.О. Петербургский список XII в. Сочинения Блаженного Августина "Contra faustum manichaeum" // Вспомогательные исторические дисциплины / Редкол.: В. Н. Плешков (отв. ред.) и др. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2005.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С.344-378.
Гарнак А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. – Т. 1. С.151-154.
Гарнцев М.А. Августин // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Гарнцев М.А. Проблема самосознания в античной и раннесредневековой философии: (Аристотель, Плотин, Августин) // Историко-философский ежегодник'86. – М.: Наука, – М., 1986.
Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии: (От Аристотеля до Декарта). – М.: МГУ, 1987. С.64-101.
Гарнцев М.А. Проблема самосознания у Декарта и Августина: Опыт сравнительной характеристики // Человек, сознание, мировоззрение: (Из истории зарубежной философии). – М., 1979.
Георгий Зяблицев. Платон и святоотеческое богословие // Богословские труды. – М., 1996. – Сб. 32.
Георгий Зяблицев. Плотин и святоотеческая литература // Богословские труды. – М., 1992. – Сб. 31.
Герье В.И. Блаженный Августин. – М.: ЭКСМО, 2003.
Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно-правительственной власти: Историко-юридическое исследование. - Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 427 - 433.
Гилберт К. и Кун Г. История эстетики / Пер. с англ. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 137 – 179.
Гиндилис Н.Л. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки. - 2003. - № 2, 4, 5.
Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М.: Наука, 1972. С.85-94.
Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М.: Наука, 1971. С.116-20.
Горелов А.,Зайцев Е. Августинизм // Католическая энциклопедия. – М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - Т. 1.
Гревс И.М. "Исповедь" бл. Августина как источник для его биографии и для истории культуры: (Рецензия) // Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12-ти томах. – М.: Мартис, 1996. – Т. 2.
Гревс И.М. Августин // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995. - Т. I.
Григорий, иеромонах. Сочинение блаженного Августина "О граде Божием" как опыт христианской философии истории. – Харьков, 1891.
Григорьева Н.И. Бог и человек в жизни Аврелия Августина // Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1992.
Григорьева Н.И. Жанровый синтез на рубеже эпох: "Исповедь" Августина // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. – М., 1989.
Грицанов А.А. "О граде Божьем" (Аврелия Августина) // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Гусев Д.В. Антропологические воззрения бл. Августина // Православный собеседник. – Казань, 1874. – № 7.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. С.224-227.
Даниленко Л.А. Раннесредневековая теория искусства Августина и античная эстетика // Философские науки. – М., 1985. – № 1.
Данэм Б. Герои и еретики: Политическая история западной мысли. – М.: Прогресс, 1967. С.164-176.
Двоскина Е.М. Античная теория ритма: трактат Аврелия Августина “De musica libri sex”: Автореферат дис. канд искусствоведения. – М., 1998.
Девятайкина Н.И. Идейно-политические истоки и ведущие принципы этического учения Августина // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. – Л., 1978. – Вып. 2. 1980. – Вып. 3.
Девяткин С.В. Время и вечность в “метафизике света” // Человек-сам-себе-непонятный. – Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 1997.
Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.19-27.
Дилигенский Г.Г. Северная Африка В IV—V вв. М.: АН СССР, 1961. (См. указатель).
Дионисий (Лобов), диакон. Понятие градации в богословии Блаженного Августина // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. – М., 2001.
Еврейская энциклопедия. М., 1996. (Репринт).
Евтухов И.О. Концепция человека в произведениях Аврелия Августина периода Тагаста // Вестник Белорусского университета. – Сер. 3. – Минск, 1989. – № 2.
Евтухов И.О. Концепция человека поздней античности (пелагиане) // Античность и средневековье Европы. – Пермь. 1994.
Ермаков С.А. Проблемы человеческого бытия в святоотеческой мысли // Философские науки. - 2004. - № 8.
Ерохина Ю.А. Пророческие свидетельства как исторический источник в трудах Августина: (На материале XVIII книги De Civitas Dei) Античность: Общество и идеи. – Казань, 2001.
Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 1999. (См. указатель).
Жизнь и творения блаженного Августина, епископа Иппонийского // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Творения. – М.: Паломник, 1997. (Библиотека отцов и учителей Церкви).
Жильсон Э. Избранное: Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999. (См. указатель).
Жильсон Э. Избранное: Христианская философия / Пер. с фран. – М.: РОССПЭН, 2004. (См. указатель).
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004. (См. указатель).
Зарецкий Ю.П. Детство в средневековой автобиографии: Святой Августин и Гвиберт Ножанский // Вестник Университета Российской академии образования. – М., 1998. – № 1.
Зверев Н.А., Лопатин Л.М. К вопросу о миросозерцании блаженного Августина // Вопросы философии и психологии. – М., 1893. – Кн. 18.
Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства: (Статьи по истории античных религий. – СПб.: Алетейя, 1995. С.192-200.
Зелинский Ф.Ф. Цицерон в истории европейской культуры // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: В четырех томах. – М.: Ладомир, 1995. – Т. 4. С.331-333.
Золтаи Д. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. – М.: Прогресс, 1977. С.110-114.
Зубов В.П. Августин // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.
Зубов В.П. Западная Европа // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5-ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.
Зяблицев Георгий. Богословие блаженного Августина и античная философия // Церковь и время. – М., 1991. – № 1.
Иванов В.Г. История этики средних веков. – Л.: ЛГУ, 1984. С. 17-23, 247-250.
Иванова Ю., Двоскина Е., Баранов И., Лупандин И. Августин // Католическая энциклопедия. – М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - Т. 1.
Иванцов-Платонов А. Блаженный Августин о ересях // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. С.158-162.
Иоанн Мейендорф. Блаженный Августин // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.232-248.
Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. – М.: Институт ДИ-ДИК; Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.107-112.
История европейского искусствознания. – М.: АН СССР, 1963. (См. указатель).
История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. редактор В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1986. С.14-26.
История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. С.272-275.
История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6-ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 . (См. указатель).
Камельчук Е.Н. Августин и компатибилистические аргументы. (К вопросу о классификации теодициальных построений // Гуманитарные науки в Сибири. – Сер. Философия и социология. – Новосибирск, 2002. – № 1.
Камельчук Е.Н. Ценностные основания теодицеи Августина Аврелия // Философия: История и современность. – Новосибирск: НГУ, 1998.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987. С.242-247.
Карсавин Л.П. Католичество. Откровения блаженной Анджелы. – Томск: Водолей, 1997. Откровения блаженной Анджелы. – Томск: Водолей, 1997. С.42-49.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003 . (См. указатель).
Карсавин Л.П. Святой Августин и наша эпоха // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Карсавин Л.П. Святой Августин и наша эпоха // Символ. – Париж, 1992. – № 28.
Керов В.Л. Идеи Августина Блаженного, Апокалипсис и русская религиозная философия // Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).
Клибанов А.И. Повести А.М.Курбского об Августине Гиппонском // Археографический ежегодник за 1963 год. – М.: Наука, 1963.
Кобрин К. История души в избранных сюжетах // Логос. - М., 1999. – № 6 (16).
Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер. с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. (См. указатель).
Комлева З.В. Учение о свободе воли и предопределении в поздних произведениях блаж. Августина // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. – М., 2001.
Коноплев И.А. "Два града" Блаженного Августина: (Онтологические основания философии истории) // Человек. – М., 1998. – №№ 1, 2.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997. (См. указатель).
Корсини М.А. Августин // Звездочка, журнал для детей старшего возраста. – 1847. – № 1, 3, 8.
Косминский Е.А. Историография средних веков. V в. – сер. XV в. – М.: МГУ, 1963.
Красин М. Творение Бл. Августина De civitas Dei как апология христианства в его борьбе с римским язычеством. – Казань, 1873.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Кремлевский А.М. История пелагианства и пелагианская доктрина. – Казань, 1898.
Кремлевский А.М. Первородный грех по учению бл. Августина Иппонийского. – Казань, 1898.
Кремона К. Августин из Гиппона: Разум и вера. – М., 1995.
Кричевцова Н.Е. Исповедальный жанр в европейской культуре и христианская концепция человека // Отношение человека к иррациональному. – Свердловск, 1989.
Кричевцова Н.Е. Человек и общественный прогресс в учении Аврелия Августина // Человек и социальный прогресс. – Ижевск, 1982.
Кроче Б. Теория и история историографии / Пер. с итал. – М.: Языки русской культуры, 1998. С.121-134.
Круглов А.А. Августин Блаженный // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.
Кудрявцев О.Ф. Собственность как нравственно-правовая проблема в идеологии христианского средневековья (до Фомы Аквинского) // Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Наука, 1988.
Культура и культурология: Словарь / Редактор-составитель А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проспект, 2003.
Кюнг Г. Великие христианские мыслители. – СПб.: Алетейя, 2000. С.113-162.
Лазарев В.В. К истории столкновения идей предопределения и свободы воли // Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры. – М. 1987.
Ланн Э. Исхождение Святого Духа в западной традиции // Страницы. – М., 2000. – Т.5. – Вып.2.
Лебедев А. Блаженный Августин и нравственные проблемы его эпохи // Духовный мир: Сборник работ учащихся Московских духовных школ. - Сергиев Посад: Московская Духовная академия, 1994. Вып. 1.
Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997. (См. указатель).
Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998. (См. указатель).
Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997. (См. указатель).
Лепорский П.И. Троица // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995. – Т.III. (Приложение). С.394.
Лопухин А.П. Промысел Божий в истории человечества: Опыт философско-исторического обоснования воззрений бл. Августина и Босюэта. – СПб., 1898.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.146-148, 151-155.
Лосев А. Августин // Августин: Pro et contra. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. – М.: Искусство, 1992. – Кн. 1. С.81-101.
Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965. С.27, 68-170.
Лосский В. Августин учитель // Богословские труды. – М., 1985. – Сб. 26.
Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. (См. указатель).
Лосский Вл. Элементы отрицательного богословия в мышлении бл. Августина // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Лошаков Р.А. Cogito Августина и его культурно-исторический контекст // Концепты. – Архангельск, 1997. – Вып. 1.
Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955. (См. указатель).
Мажуга В.И. Культурные идеалы античности в средневековой Европе. Город как символ // Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. – Л.: Наука, 1986. С.246-253.
Майка Ю. Социальное учение католической церкви: Опыт исторического анализа. – Рим; Люблин: Изд-во святого Креста, 1994. С.103-121.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.181-340.
Майров Г. Аврелий Августин // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Макарий, митрополит. Православно-догматическое богословие. – М.: Паломник, 1999. – Т. 1. С.42.
Мак-Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.23-35, 239-240, 266-268, 377-285, 401-416, 471-473.
Малашенко И.Е. Социальная философия Данте и его полемика с Августином // История зарубежной философии и современность. – М., 1986.
Марру А.И. Св. Августин и августинизм // Символ – Париж, 1982. – № 8.
Марру А.И. Святой Августин и августинианство. – Долгопрудный: Вестком, 1999.
Марчукова С.М. Естественнонаучные представления в средневековой Европе: Учебное пособие. – СПб.: Европейский дом, 1999. С.6-7.
Мейстер В.Б. Идеология и идеологемы: структурный анализ // Новые идеи в философии. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 1998.
Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I-VIII вв.). – СПб., 1910-1913. – Вып. 1-3. (Единая пагинация). С.234-236.
Мелих Ю.Б. Персонализм Л.П.Карсавина и европейская философия. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. С.43-48.
Мельникова Е.А. Образ мира: Географические представления в Западной и Северной Европе. X-XIV века. – М.: Янус-К, 1998. (См. указатель).
Мережковский Д.С. Павел. Августин // Мережковский Д.С. Лица святых от Иисуса к нам. – М.: Республика, 1997. – С. 65 – 126.
Миллер Т.А. Августин // Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. – М.: Наследие, 1998.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен. – СПб.: Алетейя, 2000. – Т. 1. С.200-206.
Можейко М.А. "Исповедь" (Аврелия Августина) // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Можейко М.А. Августин Блаженный // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Молчанов Ю.В. Четыре концепции времени в философии и физике. – М.: Наука, 1974. С. 30-32.
Муравьев А.Н. Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.411-417.
Неретина С.С. Августин: знак и смысл // Puncta/Точки. – 2002. – № 3-4.
Неретина С.С. Аврелий Августин // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
Неретина С.С. Аврелий Августин: исповедь как философствование. Онтология личности, знания, свободы // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун-та, 1995. С.125-166.
Неретина С.С. Возможности понимания // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
Неретина С.С. Смерть как условие бессмертия // Человек. – М., 2002. – № 4.
Неретина С.С. Тропы и концепты. – М.: Институт философии РАН, 1999. С.16-22, 36-45.
Нестерова О.Е. Плотин и Августин о соотношении времени и вечности // Проблемы бытия и познания в истории зарубежной философии. – М., 1982.
Нестерова О.Е. Проблема времени в XI книге "Исповеди" Августина // Методологические проблемы историко-философского исследования. – М., 1981.
Нестик Т.А. Понятие внутреннего слова в средневековой философии мышления (Августин и Фома Аквинский) // Знание и традиция в истории мировой философии: сб. ст. М., 2001. С. 81-100
Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: Мышление и время // Вопросы философии. – М., 1998. – № 6.
Нечипоренко Е.С. Христианское учение о первородном грехе (Августин и пелагиане) // Вестник МГУ. – Сер 7. Философия. – М., 1999. – № 6.
Никитин В. К антропологии блаженного Августина // Православное учение о человеке: Избранные статьи. – М.; Клин: Христианская жизнь, 2004.
Николаев А.Г. Риторическая процедура и культурная рефлексии в "Исповеди" Аврелия Августина // Культура и ценности. – Тверь, 1992.
Николаев А.Г. Смысл жизни глазами позднеантичного интеллектуала: (Ранний Аврелий Августин) // Гуманизм и культура: Век ХХ. – Тверь, 1993.
Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков // Журнал Московской патриархии. – М., 1994. – № 6.
Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.
Новохатько А.А. Об отражении идей Саллюстия в творчестве Августина // Индоевропейская филология и классическое языкознание – V. – СПб., 2001.
Носков А.В. Восприятие Бога как интуитивно-созерцательный способ постижения бытия в Исповеди А. Августина // Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания. – Томск, 1996.
Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.84-93.
Ортега-и-Гассет Х. Вокруг Галилея (схема кризисов) // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997.
Петривляк Т. Творения бл. Августина в древнерусской рукописной традиции // Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).
Писарев Л.И. Авторитет Августина, еп. Иппонийского в области христианского богословия по суду древних христианских писателей. – Казань, 1903.
Писарев Л.И. Учение бл. Августина, еп. Иппонийского о человеке в его отношении к Богу. – Казань, 1894.
Питирим (Нечаев), архиеп. О Блаженном Августине // Богословские труды. – М., 1976. – Сб. 15.
Плакида (Дезей), архим. Блаженный Августин и " Филиокве" // Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего Экхархата. - Париж, 1982.
№ 109/112.
Попов В.А. Августин Аврелий и его духовно образовательная педагогика // Гуманизм и духовность в образовании. – Нижний Новгород, 2001.
Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. II: Личность и учение блаженного Августина. - Сергиев Посад, 2004. – 776 с.
Попов И.В. Учение бл. Августина о познании // Вопросы философии и психологии. – М., 1915. – Кн. 129-130, 132/133.
Порфирий (Попов), архимандрит. Учение блаженного Августина о неповторяемости таинства крещения // Труды Киевской Духовной Академии. – 1864. – № 5.
Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб.пособ. / Сост. и отв. ред.: В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. – М.: РАО, 1996.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. (См. указатель).
Преображенский С. Блаженный Августин, Пелагий и православие // Журнал Московской патриархии. - 1961. – № 12.
Пронина Е.С. Учение Августина о грехе и благодати // Вестник Московского университета. – Сер. 7. Философия. – 1999. – № 1.
Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. – М.: Книга, 1991. С.198-288.
Рабинович В.Л. Самосознание личности как самосознание культуры: ("Смертная жизнь" в исповедальном слове Августина и в слове поэта) // Культура и религия: линии сопряжения. – М., 1994.
Рабинович В.Л. Танатология Блаженного Августина, или исповедь у последней черты // Человек. – М., 1990. – № 5.
Рабинович В.Л. Урок Августина: жизнь – текст // Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий – М., 1990.
Рабинович В.Л. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке. – М., 1991.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.325-345.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995. (См. указатель).
Рикёр П. Время и рассказ / Пер. с франц. – М.; СПб.: Культурная инициатива; Университетская книга, 2000. (См. указатель).
Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. / Пер. с англ. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. (Гл. 4).
Ровнер А. Третья культура. – СПб.: Медуза, 1996. С.181-201.
Родников Н. Учение Блаженного Августина о взаимном отношении государства и церкви. – Казань, 1898.
Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско-католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998. С.43-49.
Романов Л.Н. К вопросу о философских истоках музыкальной культуры раннего христианства // Музеи в атеистической пропаганде. – Л., 1988.
Рубин А. Августин // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960-1970. – Т. 1.
Рудаков А.П. Краткая история христианской Церкви. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. С.75-79.
Садовский Д. Блаженный Августин как проповедник: Историко-гомилитическое исследование. – Сергиев Посад, 1913.
Сайкина Г.К. Человек в "Исповеди" Августина // Социальная философия как наука и учебная дисциплина: Современное видение. – Казань, 1994.
Селиверстов В. Августин в русской интеллектуальной традиции // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Серафим (Роуз), иеромонах. Приношение православного американца. – М.: Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, Калифорния; Российское отделение Валаамского общества Америки, 2003. С.627-682.
Серафим (Роуз). Вкус истинного православия. Блаженный Августин, еп. Иппонский // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Серафим (Роуз). Вкус истинного православия: Блаженный Августин, епископ Иппонский. М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1995.
Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.55-59.
Сидоренко А.К. Космология блаженного Августина // Историко-философский ежегодник. – Екатеринбург, 2002.
Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.302-338.
Сидоров А.И. Манихейство в изображении Августина // Вестник древней истории. – М., 1982. – № 2.
Сизов В.С. Мысли о Логосе в "Исповеди" Августина Аврелия // Сознание-мировоззрение-мышление. – Киров: Вятский пед. ун-т, 1997. – Вып. 2.
Синискалько П. Res publica и populus у Августина Блаженного // Древнее право. - М. : Спарк, 1996.- С.178-181.
Скворцов К.И. Августин Иппонийский как психолог // Труды Киевской Духовной Академии. – 1870. – №№ 4,5 6,8.
Скворцов К.И. Августин Иппонский как психолог // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / Пер. с англ. – М.: ВЛАДОС, 2001. С.183-203.
Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.219-244.
Скурат К.Е. Патрологические труды профессора МДА И.В.Попова // Богословские труды. – М., 1990. – Сб. 30. С.90-102.
Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.
Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.235-242, 300-301.
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Соловьева С.В. Индивидуальная форма историчности: К проблеме исторического хронотопа // Философия культуры’97. – Самара, 1997.
Старостин Б.А. Становление историографии науки: (От возникновения до XVIII в.). – М.: Наука, 1990. С.82-85.
Степанцов В.С., Фокин А.Р. Августин Блаженный // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». – Т. I.
Степанцов С. Высота как знак гордости в толковании блаженного Августина на псалом 128 // Богословский сборник. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1999. – Вып. 4.
Степанцов С.А. Антидонатистская тенденция как экзегетический фактор в Рассуждениях на послание Иоанна к парфянам" Аврелия Августина // Вестник древней истории. - 2005. - № 1.
Степанцов С.А. Предисловие [к книге Блаж. Августина "Рассуждения на Евангелие от Иоанна"] // Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38.
Столяров А.А. «О Граде Божьем» // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000-2001. - Т. III.
Столяров А.А. "Исповедь": История создания. Жанр. Проблема достоверности // Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. - М.: Ренессанс, 1991. (Памятники религиозно-философской мысли. Вып. 1: Западная патристика).
Столяров А.А. Recte honesteque vivere: (К истории духовной эволюции Августина) // Античная культура и современная наука. – М.: Наука, 1985 .
Столяров А.А. Августин // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000-2001. - Т. I.
Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьба // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Исповедь. – М.: Канон, 1997.
Столяров А.А. К проблеме свободы воли в домарксистской философии: (О двух типах понимания свободы у Августина) // Актуальные проблемы исследования марксистко-ленинского философского наследия. – М., 1983.
Столяров А.А. Проблема свободы воли в раннесредневековой философии: (Аврелий Августин). Автореферат дисс. канд. филос. наук. – М., 1983.
Столяров А.А. Проблема свободы у Аврелия Августина // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. – М., 1981.
Столяров А.А. Феномен совести в античном и средневековом сознании: (К постановке проблемы) // Историко-философский ежегодник'86. – М.: Наука, 1986.
Столяров А.А., Неретина С.С. «Исповедь» Августина // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000-2001. - Т. II.
Суини М. Лекции по средневековой философии. – Вып. 1: Средневековая христианская философия Запада. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2001. С.12-63.
Тальберг Н. История христианской Церкви. – М.: Интербук, 1991. С.42-45.
Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.
Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. (См. указатель).
Тащиан А.А.Размышления об истине Августина Аврелия // Человек. - 2005. - N 4. - С. 79-80.
Терновский Ф. Блаженный Иероним и блаженный Августин в их взаимных отношениях // Труды Киевской Духовной Академии. - 1868. – № 7.
Тодоров Ц. Теории символа / Пер. с франц. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. С.27-51.
Троицкий В. Очерки из истории догмата о церкви. Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1912. – С. 497 - 544.
Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства / Вступ. статья, сост. и коммент. И. И Евлампиева. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2004.
Трубецкой Е. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в.// Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Творения (Том второй): Теологические трактаты – СПб.: Алетейя, 1998.
Трубецкой Е.Н. Философия христианской теократии в V веке. Учение о граде Божием блаженного Августина // Вопросы философии и психологии. – М., 1892. – Кн. 13-14.
Туронок С.Г. Августин // Политическая энциклопедия в двух томах. – М.: Мысль, 2000. – Т. 1.
Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья: (Конец V – начало VII века). – М.: Наука, 1989. С.153-168.
Уколова В.И. Вступительная статья // Одиссей. Человек в истории: Исследования по социальной истории и истории культуры. 1989. – М.: Наука, 1989.
Уколова В.И. Социальные аспекты учения Аврелия Августина // Классы и сословия средневекового общества. М.. 1988. С. 23-28.
Уколова В.И. Философия истории Аврелия Августина // Религии мира: История и современность. Ежегодник' 85. – М., 1986.
Уманская Т.А. К вопросу о психологических воззрениях Августина и их эволюции // Проблемы истории домарксистской философии: (Средневековый способ философствования). – М., 1985.
Уманская Т.А. Поиск знания и веры: Сравнительный анализ "Избавляющего от заблуждения" аль-Газали и "Исповеди" Августина // Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. – Душанбе, 1983.
Уманская Т.А. Проблема веры в "Исповеди" Августина" // Проблемы бытия и познания в истории зарубежной философии. – М., 1982.
Успенский Н.Д. Анафора (опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. – М., 1975. – Сб. 13.
Фаворов Н.А. Жизнь и творения Блаженного Августина. – Нижний Новгород, 1907.
Фаррар Ф. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви: Очерки церковной истории в биографиях. – СПб., 1891.
Фатеев Н.А. Очерки развития индивидуалистического направления в истории философии государства. (Идея политического индивида). – Т.I: Предшественники политического индивидуализма. – Харьков, 1904. С.83-85.
Федотенков Е.С. Идея теократического государства в трудах Августина Блаженного // Религия и Церковь в современном мире. – Армавир, 1998.
Федотенков Е.С. Исторические воззрения Августина Блаженного // Истоки российской духовности. – Армавир, 1998.
Федотенков Е.С. Политико-правовые воззрения Августина Блаженного в историографической традиции // Вестник Ставропольского пед. ун-та. – 1998. – Вып. 15.
Федотенков Е.С. Психология преступления в христианско-философской концепции Августина Блаженного // Истоки российской духовности. – Армавир, 1998.
Федотенков Е.С. Социальные аспекты богословия Августина Блаженного // Проблемы духовной культуры. – Армавир, 1998.
Федотов Г.П. Письма бл. Августина (Classis prima) // Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12-ти томах. – М.: Мартис, 1996. – Т. 1.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3-х томах. – М.: б.и., 1998. - Т. 3. С.17-35.
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.
Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.
Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002.
Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства / Пер. с франц. – СПб.: Евразия, 1999. С.38-47, 65-67.
Фокин А.Р. Из истории западного богословия: Блаженный Августин Иппонский // Альфа и Омега. – М., 2000. – № 2 (24).
Франк С.Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997. (См. указатель).
Хесс Р. 25 книг по философии. – СПб.: Питер LTD, 2000.
Хинсон Г. Августин // Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон-пресс, 1997.
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. – М.: Крон-пресс, 1996.
Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994. ("О граде Божьем").
Чанышев А.А. "Град земной" в эсхатологической перспективе – переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историософии Августина // Вопросы философии. – М., 1999. – № 1.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.430-445.
Черняк И.Х. Об одном примере толкования текста Августина у Марсилио Фичино // MUZElON. – СПб., 1997.
Честертон Г.К. Вечный человек. – М.: Издательство политической литературы, 1991.
Четвернин В.А. Политическое учение Блаженного Августина // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. – М., 1980.
Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии: Критический очерк. – Рига: Зинатне, 1980.
Шабуров Н.В. Восприятие герметизма идеологами раннего христианства (Лактанций и Августин) // Мероэ. – М., 1985. – Вып. 3.
Шалютин Б.С. Душа и тело: к классическому оформлению проблемы Бл. Августином // Религиозная культура и образование: Диалог ученых. – Курган: Курганский пед. ун-т, 1996.
Шестаков В.П. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966. С.14-15.
Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль, 1981. С.87-91.
Шестов Л. Сочинения: В двух томах. – М.: Наука, 1993. – Т.1. С.172-184, 513-606. – Т.2. С.217-219.
Шматкова Ю.В. Время в “Исповеди” Аврелия Августина // VIII Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры. – М., 1996.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – Т. 2: Всемирно-исторические перспективы / Пер. с нем. – М.: Мысль, 1998. (См. указатель).
Штайнер (Штейнер) Р. Мистерии древности и христианство. – М.: СП "Интербук", 1990.
Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.116-121.
Эдельштейн Ю.М. Проблемы языка в памятниках патристики // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. С.162-207.
Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. с.40-42, 47-51.
Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.
Эриксен Т.Б. Августин. Беспокойное сердце. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.
Эслен Ж.К. Способность начать: Ханна Арендт и блаж. Августин // РЖ.- 1990. – № 1. (Автор реферата Н.Н.Сафронова).
Ященко А. Международный федерализм: Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XVIII века. - М.: Тип. Имп. ун-та, 1908. – С. 29 – 30.
Аврелий: против академиков. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1999.
Беседы души с Богом. – М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2002.
Блаженного Аврелия Августина письмо CCLVIII (к Марциану) // Богословский сборник. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1999.- Вып. 4.
Воспоем Богу песнь любви / Пер. с лат.: П. Сахаров // Истина и жизнь. – М., 1992. - №3.
Время из бдений бл. Августин / Пер. с лат.: С.Скворцов; О Троице (Кн.1) / Пер. с лат.: М.Сергеенко; Исповедь [Фрагменты] / Пер. с лат.: С.Скворцов // Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).
Избранные проповеди / Пер. с лат.: Д.Садовский. – Сергиев Пасад, 1913.
Исповедь / Пер. с лат. и прим.: М.Е.Сергеенко // Богословские труды. – М., 1978. – Сб. 19.
Исповедь // Психология памяти: Учеб. пособие для вузов: [Хрестоматия] / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 3-е изд. - М. : ЧеРо ; М. : МПСИ, 2002. - С.14-27
Исповедь // Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий – М.: Республика, 1990.
Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского / Изд. подгот. Столяров А.А. - М.: Ренессанс, 1991. (Памятники религиозно-философской мысли. Вып. 1: Западная патристика).
Исповедь. – М.: Гендальф, 1993.
Исповедь. – М.: Канон+, 1995.
Исповедь: Кн. Х // Одиссей-1989. – М.: Наука, 1989.
Новая песнь // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.
О благодати и свободном произволении / Пер. с лат.: О.Е. Нестерова // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987.
О граде Божьем в 22-х книгах. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 1-4. (Репринт 1906 г.).
О книге Бытия, против манихеев / Пер. с лат.: прот. А.Сидоренко и Е. Тельминый // Альфа и Омега. – М., 2004. – № 1 (39).
О свободе воли: Кн. 2 / Пер. с лат. и прим.: М.Ермакова // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
О символе веры / Пер. под ред. А. Фокина // Альфа и Омега. – М., 2002. – № 3 (33).
О супружестве и похоти: (Главы из трактата) // Кризис цивилизации? – М., 1991. – Вып. 2.
О Троице: (Книга I) // Богословские труды. – М., 1988. – Сб. 29.
О Троице. Книга X // Человек. - 2005. - N 4. - С. 81-98.
О христианском учении / Пер. с лат. и прим.: С.С.Неретина // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
Об истинной религии: Теологические трактаты. – Минск: Харвест, 1999.
Об обучении оглашаемых // Богословские труды. – М., 1976. – Сб. 15.
Об учителе // Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. – М.: Наследие, 1998.
Первое рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам / Пер. с лат.: С.А. Степанцов // Альфа и Омега. – М., 2002. – № 4 (34).
Письма // Альфа и Омега. – М., 2003. – № 4 (38).
Письмо 214 / Пер. с лат.: иерей Дионисий Лобов // Богословский сборник. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, – 2003. – Вып. 12.
Письмо CCLV111 (к Марциану) / Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов // Богословский сборник. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1999. № 4.
Проповеди / Пер. с лат.: священник Максим Козлов // Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.
Проповеди / Пер. с лат., коммент.: свящ. М. Е. Козлов // Альфа и Омега. - М., 1996. № 1 (8). С. 65-77.
Против академиков / Пер. с лат.: О.В.Голова. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1999.
Рассуждение в четвертый день празднеств / Пер. с лат.: С. А. Степанцов // Богословский сборник. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. № 5.
Рассуждения на Евангелие от Иоанна. Рассуждение 1 / Пер. с лат. и предисл.: С.А. Степанцов // Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38.
Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам. Рассуждение второе / Пер. с лат.: С.А. Степанцов // Альфа и Омега. – М., 2003. – № 1 (35).
Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам. Рассуждение пятое / Пер. с лат.: С.А. Степанцов // Альфа и Омега. – М., 2003. – № 2 (36).
Рассуждение в четвертый день празднеств / Пер. с лат.: С. А. Степанцов //
Богословский сборник. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000.
Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Изд-во им. Игнатия Ставропольского, 1997.
Слово на текст "Отпущайте, и отпустят вам" // Опыт тысячелетия: Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. – М.: Юристъ, 1996.
Слово о разорении города Рима / Предисл. и пер. с лат.: С.А. Степанцов // Вестник древней истории. - М., 2001. №2. с. 245-250.
Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским // Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято-отеческие и церковно-отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.).
Творения (Том второй): Теологические трактаты / Составление и подготовка текста: С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998.
Творения (Том первый): Об истинной религии / Составление и подготовка текста: С.И. Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998.
Творения (Том третий): О граде Божием (кн. 1-13) / Составление и подготовка текста: С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998.
Творения (Том четвертый): О граде Божием (кн. 14-22) / Составление и подготовка текста: С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998.
Творения Блаженного Августина епископа Иппонийского. - Киев, 1901-1915. Ч. 1-8.
Творения. – М.: Паломник, 1997. (Библиотека отцов и учителей Церкви. – Кн. 5).
Толкование на псалом 125-й / Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов // Альфа и Омега. - М., 1997. № 2(13).
Толкование на псалом сто двадцать пятый / Пер. с лат.: С.Степанцов // Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.
Цветы благодатной жизни. – СПб.: Библия для всех, 1997.
Шесть книг о музыке. Книга первая / Пер. с лат.: В.П.Зубов // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.
Энхидрион, или о вере, надежде, любви. – Киев, 1996.
Фрагменты сочинений // Антология мировой правовой мысли в 5-ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.
Фрагменты сочинений // Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997.
Фрагменты сочинений // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Фрагменты сочинений // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах. / Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО "Аспект Пресс", 1994. – Т. 1.
Фрагменты сочинений // Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).
Фрагменты сочинений // Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви / Составил профессор Николай Сагарда. – М.: Паломник, 1996.
Фрагменты сочинений / Пер. В.П. Зубова // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5-ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.
Фрагменты сочинений // Идеи эстетического воспитания. - Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. - М.: Искусство, 1973.
Фрагменты сочинений // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб.пособ. / Сост. и отв. ред.: В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. – М.: РАО, 1996.
Фрагменты сочинений // Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.– Ч. 1.
Фрагменты сочинений // Марру А.И. Святой Августин и августинианство. – Долгопрудный: Вестком, 1999.
Фрагменты сочинений // История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. - Минск: ЕГУ, 2002. - Ч. 1: Патристика. - 2002.
Древние и средневековые источники
Виктор Витенский. История гонений в Африканской провинции / Пер. с лат. В.А.Дорофеевой // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (I, 3; V, 18).
Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (XXXVI, XXXVIII, XXXIX, XLV, LIX).