Северный Кавказ: процесс "растекания джихада"
Пришедшие на постперестроечной волне в начале 1990-х годов к власти в Чечне сепаратистски ориентированные элиты в целях идеологической консолидации чеченского общества первоначально пытались реанимировать элементы древней традиционной социальной системы вайнахов — коренного этноса. В ее основе лежат кровнородственные кланы (снизу — вверх: дъозал, вар, варис), более крупные социальные образования — тайпы и тукхумы, в своей совокупности образующие чеченскую нацию — нохчи къам. Однако наличие огромного числа тайпов и тукхумов, отсутствие у вайнахов на протяжении их истории собственной государственности не дали возможности реализовать эту идею. И ставка была сделана на идеологию традиционного "местного ислама", прежде всего суфийских вирдов Кунта-хаджи и Вис-хаджи, относящихся к кадирийскому тарикату (ордену), известному в Чечне под брендом "зикризм". Но и эта попытка не увенчалась успехом в силу разобщенности чеченцев по нескольким десяткам суфийских структур (вирдовых братств). Тогда пришел черед интегристского ислама, не признающего деления мусульман на расы, этносы, тайпы, другие локальные этнические и конфессиональные группы, ставшего известным в регионе как "ваххабизм" (салафизм). Сегодня, несмотря на успехи в восстановлении Чечни, ситуация, как представляется, еще далека от идеала. Поражение сепаратистов и распыление салафитского движения в других республиках Северного Кавказа трансформировало сопротивление частично в партизанщину, частично в мобильные, слабо связанные между собой террористические группировки.
Библиография
Северный Кавказ: процесс "растекания джихада"

Другие публикации на портале:

Еще 9