Библиография
Пришедшие на
постперестроечной волне в начале 1990-х годов к власти в Чечне
сепаратистски ориентированные элиты в целях идеологической консолидации
чеченского общества первоначально пытались реанимировать элементы
древней традиционной социальной системы вайнахов — коренного этноса. В
ее основе лежат кровнородственные кланы (снизу — вверх: дъозал, вар, варис), более крупные социальные образования — тайпы и тукхумы, в своей совокупности образующие чеченскую нацию — нохчи къам.
Однако наличие огромного числа тайпов и тукхумов, отсутствие у вайнахов
на протяжении их истории собственной государственности не дали
возможности реализовать эту идею. И ставка была сделана на идеологию
традиционного "местного ислама", прежде всего суфийских вирдов
Кунта-хаджи и Вис-хаджи, относящихся к кадирийскому тарикату (ордену),
известному в Чечне под брендом "зикризм". Но и эта попытка не увенчалась
успехом в силу разобщенности чеченцев по нескольким десяткам суфийских
структур (вирдовых братств). Тогда пришел черед интегристского ислама,
не признающего деления мусульман на расы, этносы, тайпы, другие
локальные этнические и конфессиональные группы, ставшего известным в
регионе как "ваххабизм" (салафизм).
Сегодня,
несмотря на успехи в восстановлении Чечни, ситуация, как представляется,
еще далека от идеала. Поражение сепаратистов и распыление салафитского
движения в других республиках Северного Кавказа трансформировало
сопротивление частично в партизанщину, частично в мобильные, слабо
связанные между собой террористические группировки.