Майкл Джеймс Назир-Али, 106-й епископ Рочестерский, англиканский церковный деятель пакистанского происхождения, сторонник активной миссии в среде мусульман-мигрантов в Европе, придерживается консервативных взглядов.
Родился в семье Джеймса и Пэйшенс Назир-Али в Карачи, Пакистан. Его отец был обращен в христианство из ислама. Майкл Назир-Али учился в католической карачийской школе святого Патрика. В 15 лет начал посещать католические богослужения и осознал себя христианином. В 20 лет стал членом Объединенной Церкви Пакистана, изучал исламскую историю, социологию и экономику. В 1970 г. Назир-Али получил степень бакалавра искусств в Карачийском университете, готовился к священнической ординации в Кембридже (1970 г.). Изучал богословие в колледжах Оксфорда и Кембриджа. В 1983 г. Майкл Назир-Али получил степень доктора философии в Австралийском богословском колледже. Обучался в Центре изучения мировых религий Йельской богословский школы, США. Позднее, в 2005 г., Назир-Али был удостоен Ламбетской степени доктора богословия. Имеет ряд других ученых званий и отличий.
Научные интересы Майкла Назир-Али сконцентрированы на компаративном литературоведении и компаративной философии религии. Помимо этого, Назир-Али преподавал в Оксфордском университете и Карачийской богословской школе. Приглашенный профессор богословия и религиоведения Гринвичского университета. С 1986 по 1989 гг. Назир-Али служил ассистентом архиепископа Кентерберийского.
Став англиканским священником в 1976 г., работал в Карачи и Лахоре. В 1984 г. Назир-Али был рукоположен в сан епископа Райвиндского диоцеза (Восточный Пенджаб), являлся самым молодым епископом в Англиканском Сообществе на тот момент.
В 1986 г. из-за угроз со стороны мусульман переехал в Великобританию при помощи действующего в тот период архиепископа Кентерберийского, Роберта Ранси. Назир-Али стал епископом-ассистентом при нем, занявшись подготовкой Ламбетской конференции 1988 г. С 1989 по 1994 гг. Майкл Назир-Али был генеральным секретарем англиканского Церковного миссионерского общества. Был назначен епископом Рочестерским в 1994 г., а через петь лет, в 1999 г., был введен в состав Палаты Лордов от духовенства.
В 2002 г. Назир-Али считался кандидатом на пост архиепископа Кентерберийского, но проиграл Роуэну Уильямсу. В 1997-2003 гг. епископ Назир-Али занимался проблемами биоэтики и эмбриологии, активно вовлечен в проблемы межрелигиозных контактов. Майкл Назир-Али женат, супруги имеют двоих взрослых сыновей. Епископ Рочестерский — один из крупнейших и признанных в научном мире специалистов по теории мультикультурализма, богословия межрелигиозного диалога и миссии, социологии экономической эмиграции, филологии и исламоведения. Назир-Али — весьма плодовитый автор, как журналист и публицист, так и ученый богослов, автор нескольких десятков монографий, сотен статей и эссе.
Майкл Назир-Али принадлежит к «евангелическому» крылу Англиканской Церкви, определяя себя, однако, как «евангелика и католика». Несмотря на то, что именно в его диоцезе женщина впервые стала архидиаконом (2002 г.), епископ Назир-Али противостоит «благословению» гомосексуальных пар и рукоположению содомитов во священники. Назир-Али выступает как критик «канадской системы» мультикультурализма, полагая, что в Европе Церкви и государства должны предпринимать большие усилия для интеграции новоприбывших мигрантов, главным образом мусульман. Назир-Али фактически единственный в Европе открыто заявляет о необходимости проповеди Евангелия среди нехристиан. Майкл Назир-Али пропоганлирует многодетность, называя бездетные супружеские пары «неполноценными» и «эгоистическими». Он неоднократно подчеркивал, что замкнутое мусульманское сообщество в Европе всегда будет рассадником экстремизма, потенциальной угрозой для коренных жителей.
В январе 2008 г. Назир-Али призвал руководство страны публично объявить о «христианских корнях английского общества», после чего в Великобритании возникла оживленная дискуссия национального масштаба, феноменальная по накалу и продолжающаяся и по сей день. По мнению епископа, упадок христианства в Великобритании 1960-х гг. и рост популярности либеральных секулярных ценностей создал в обществе эффект вакуума, который и заполняется сегодня радикальным исламом.
На сегодняшний день епископ Рочестерский является, несомненно, одной из самых обсуждаемых персон британского общества.
- Islam:
A Christian Perspective (1983)
- Frontiers
in Christian-Muslim Encounters (1987)
- From
Everywhere to Everywhere: A World View of Christian Mission (1990)
- Thinking
globally, acting locally (1992)
- Mission
and Dialogue: Proclaiming the Gospel Afresh in Every Age (1995)
- The
Mystery of Faith (1995)
- Citizens
and Exiles: Christian Faith in a Plural World (2000)
- Shapes
of the Church to Come (2001)
- Understanding
My Muslim Neighbour (2003)
- Conviction And Conflict: Islam, Christianity And World Order (2005)