Феофил, Патриарх Александрийский (ум. в 412 г.) [греч] – церковный деятель и богослов. Став патриархом, в жесткой форме требовал беспрекословной покорности от епископов, а непослушных подвергал тюремному заключению или изгнанию. Для поддержания своей власти Ф.А. создал сеть осведомителей, имел также шпионов при императорском дворе в Константинополе; умело подкупал императорских чиновников. За единовластие в двух сферах одновременно – светской и духовной – Ф.А. получил отнюдь не почетное звание христианского фараона. Выстроив таким образом свою власть в Египте и в Ливии, Ф.А. возжелал распространить свои полномочия на всю территорию Восточно–Римской империи, по аналогии с папой в Риме. Отсюда многочисленные интриги Ф.А. против константинопольского архиепископа св. Иоанна Златоуста. Ф.А. умело подогревал недовольство константинопольского двора против св. Иоанна Златоуста, сумел организовать его низложение. Ф.А. известен также тем, что несколько раз менял свои богословские взгляды по отношению к Оригену. И все же, несмотря на такие неблаговидные поступки, особенно по отношению к св. Иоанну Златоусту, Ф.А. почитался как святой в Египте, а на V Вселенском соборе в 553 году он был назван в числе авторитетных отцов Церкви. Сочинения Ф.А. большей частью не сохранились; до нас дошли его дисциплинарные каноны и пасхальные послания.
Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (Гл. XXXIII, LXXXVIII).
Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. IV, гл. 20, 1; гл. 24, 1).
Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. – СПб., 1851. (Кн. VIII, гл. 2, 3, 11 – 19).
Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т. IV – см указатель.
Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С. 401–403.
Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 561–564, 618.
Гидулянов П.В. Феофил Александрийский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. III.
Попов И.В. Святой Иоанн Златоуст и его враги // Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы II – IV вв. – Сергиев Посад, 2004. – С. 386 – 389.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.311–350.
Читти Д. Град Пустыня / Пер. с англ. А. Чех. – СПб.: Библиополис, 2007.
К Афингию, епископу, о так называемых Чистых (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.
К Мине епископу (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.
Наставление, данное Аммону (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.
Правила Феофила, архиепископа Александрийского (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.