Тертуллиан , Квинт Септимий Флоренс (ок. 160––после 270) [лат] – апологет. Родился в Латинской Африке, в Карфагене, в семье римского центуриона. Получил юридическое образование, знал греческий язык и был знаком с философией и литературой. Занимался юриспруденцией. В "Дигестах" императора Юстиниана, наряду с другими учеными юристами, неоднократно цитируется Тертуллиан. Многие ученые считают, что этот римский юрист и христианский богослов – одно лицо. Т. обратился в христианство в зрелом возрасте и вскоре стал пресвитером в Карфагене. Он стал выдающимся защитником и догматистом христианства, сформулировал "богословские формулы", которые западная церковь сохранила навсегда. Но патрологи отмечают также некоторую узость и непримиримость, демонстрируемые Т. в его нравственно–аскетических сочинениях. По характеру Т. был человек склонный к ригоризму и к крайним суровым оценкам, что привело его к интеллектуальной упрощенности, к характерному для него противопоставлению Афин и Иерусалима не только с предпочтением второго, но и с безусловным отрицанием первого. Такие настроения не могли не сказаться на духовной эволюции Т. Он стал склоняться к монтанизму, с его суровой дисциплиной. По словам блаж. Иеронима, поводом для этого стали сложные отношения Т. с римским клиром. Далее Т. уже полностью порывает с Церковью и становится открытым последователем Монтана. Но и монтанизм не удовлетворил Т., и под конец собственной жизни он основал собственную общину. Его последователи существовали еще в пятом веке под именем тертуллианистов. По спискам древних авторов, известно 39 произведений, созданных Т., из них сохранилось 32. Это апологетические, догматико–полемические (против еретиков) и нравоучительные сочинения.
Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (Гл. XV).
Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. II, гл. 2, 4; гл. 25, 4. Кн. III, гл. 20, 7; гл. 33, 3); Кн. V, гл. 5, 5, 7).
Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. (Гл. 53).
Иероним. О знаменитых мужах // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.
А.М. Тертуллиан и его "Апология" // Богословские труды. – М., 1984. – Сб. 25.
Аверинцев С.С. Тертуллиан // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 4.
Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. цева. – М.: Наука, 1987. С.47–54.
Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. III.
Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. – М.: Паломник, 1993. С.87–88.
Альбрехт М. фон. История римской литературы. От Андроника до Боэция и ее влияние на позднейшие эпохи / Пер. с нем. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2005. – Т. III. – С. 1663 – 1690.
Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.124–129.
Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.101–102.
Анкушев О. Искушение философией: Уроки Тертуллиана // Начало. – СПб., 1997. – № 5.
Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
Афонасин Е.В. Античный гностицизм: Фрагменты и свидетельства. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2002. С.85–94.
Бальтазар, Урс Х. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. – М.: Истина и жизнь, 2001.
Барсов Н. История первобытной христианской проповеди (до IV века). – СПб.: Тип. С. Добродеева, 1885. – С. 174 – 186.
Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. 1. С.138–141.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.63–70, 139–140, 186–187.
Бернард Д.К. Единство и триединство, 100–300 гг. н.э.: Учение о Боге в древних христианских рукописях. – М.: Благая Весть, 1996.
Биография Тертуллиана // Богомыслие. – Одесса, 1994. – № 4.
Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С.137–138.
Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т. II.
Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.81–102.
Бородин О.Р. Отношение к войне и миру в христианстве эпохи ранней патристики: (Формирование христианского пацифизма) // Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. – М.: Индрик, 1996.
Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 63 –65.
Буасье Г. Падение язычества: Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке / Пер. с франц. – М., 1892. С.148–175.
Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.48–50, 62–75.
Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. – М.: Ладомир, 1995 .
Бычков В.В. Эстетика поздней античности: II –III века. – М.: Наука, 1981. С.95–108.
Владимир Шмалий, священник. Бог // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. V.
Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001.
Галушко В.Б. Тертуллиан о христианстве и философии // Социальные доктрины основных религиозных конфессий: Философские, богословские и экологические аспекты. – СПб., 1997.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С.167–170.
Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.48–58, 267–274.
Гусев Д.В. Тертуллиан, пресвитер Карфагенский: Очерк его литературной деятельности. – Казань, 1898.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. С.220–224.
Гэтч Э. Эллинизм и христианство // Общая история европейской культуры. – Т. VI: Раннее христианство. – Отдел II. – СПб., б.г.. С.38–39, 63–65.
Дюрант В. Цезарь и Христос / Пер. с англ. – М.: КРОН–ПРЕСС, 1995. С.660–661.
Дюшен Л. История древней Церкви / Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. – Т. 1. – С. 264 – 266.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Захаров А.А. "Абсурд" в философии Тертуллиана и Шестова // Духовные ценности как предмет философского анализа. – М., 1985.
Зелинский Ф.Ф. Цицерон в истории европейской культуры // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: В четырех томах. – М.: Ладомир, 1995. – Т. 4. С.25–26.
Золотов Э.С. Генезис иррационального мышления Тертуллиана // Культурный слой: Исследования по истории европейской культуры. – Калининград, 2001.
Иларион (Алфеев), иеромонах. Тертуллиан (Вступительная статья) // Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г. – Т. 2.
Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. С.155–156.
Илькевич П. Древнехристианские апологеты и их значение в христианской Церкви. – Загорск, 1961. С.96–110.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.51–61.
История средних веков / Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999.
История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995.
Катанский А. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцев и писателей церкви до Оригена включительно: Историко–догматическое исследование. – СПб.: Тип. Ф.Г. Елеонского, 1877. С. 272–333
Катанский А.Л. Догматическое учение о Семи Таинствах в творениях древнейших Отцов и писателей церкви до Оригена включительно. М.: Паломник, 2002. С.272–333.
Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.96–98.
Киприан (Керн). Патрология. – Париж; М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1996. – Т. 1. С.156–173.
Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.371–372.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Круть И.В., Забелин И.М. Очерк истории представлений о взаимоотношениях природы и общества: (Общенаучные и геолого–географические аспекты). – М.: Наука, 1988. С.118–119.
Ланн Э. Исхождение Святого Духа в западной традиции // Страницы. – М., М., 2000. – Т.5. – Вып.2.
Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с франц. – М.: Прогресс, 2001 .
Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.70–71.
Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. – М.: Искусство, 1992. – Кн. 1. С.49–50.
Майка Ю. Социальное учение католической церкви: Опыт исторического анализа. – Рим; Люблин: Изд–во святого Креста, 1994. С.92–93.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.110–127.
Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.22.
Мансуров Сергей, священник. Очерки из истории Церкви. – М.: Издательство Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С.278–286, 304–317.
Можейко А.М. Тертуллиан // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.
Можейко М.А. Тертуллиан // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Муравьев А.Н. Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.116–118, 127–129.
Муравьев А.Н. Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.91–97.
Нафанаил (Львов), архиепископ. Из истории Карфагенской церкви: Тертуллиан // Альфа и Омега. – М., 1997. – № 1 (12). То же: Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.
Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.77–95.
Неретина С.С. Парадоксы Тертуллиана // Человек. – 1996. – № 1.
Нибур, Х. Ричард и Нибур, Райнхольд. Христос и культура: Избранные труды. – М.: Юристъ, 1996.
Никанор, архим. Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в церкви, сделанный на основании священного писания и предания первых веков христианства до 1 Вселенского собора. – Казань: Унив. тип., 1871. – С. 188 – 206.
Никитин В. Библиография трудов К.С.Ф.Тертуллиана и литература о нем // Богословские труды. – М., 1984. – № 25.
Никифоров М.В. Апологеты раннехристианские // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. III.
Николаев Ю. В поисках Божества: Очерки из истории гностицизма. – Киев: София, 1995. С.111, 131.
Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.
Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1. – Казань: Тип. Имп. ун–та, 1885. – Гл. 4.Покровский А.И. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко–каноническое исследование. – Сергиев Посад, 1914 .
Попов И.В. Тертуллиан: (Опыт литературной характеристики). – Сергиев Посад, 1893.
Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы – II – IV вв. – Сергиев Посад, 1904. С.390–416.
Попов К.Д. Тертуллиан, его теория христианского знания и основные начала его богословия. – Киев. 1880.
Попов Т. Тертуллиан, его теория христианская знания и основные начала его богословия. – Киев, 1880.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Преображенский П. Ф. Тертуллиан и Рим: Опыты по истории первохристианства и раннехристианской церкви. – М.: РАНИОН, 1926.
Преображенский П.Ф. В мире античных идей и образов. – М., 1965.
Радлов Э.Л. Тертуллиан // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. III.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.Реверсов И. Очерк западной апологетической литературы II и III веков: (Исследования в области древней церковной письменности). – Казань, 1892.
Реверсов И.П. Защитники христианства (Апологеты) // Апологеты. Защитники христианства. – СПб.: Алетейя, 2002.
Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.472–493.
Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 598 – 630.
Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 1998. С.125–127, 145–147.
Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.16–26.
Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.77–78, 85–87.
Скальфи Р. “Я с вами до скончания века”: Краткая история католической Церкви. – Милан; М.: Христианская Россия, 1998. С.21–22.
Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.191–250.
Скурат К.Е. Патрологические труды профессора МДА И.В.Попова // Богословские труды. – М., 1990. – Сб. 30. С.85–86.
Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Акдемия, 2005. С.130–154.
Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.
Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.71, 110–111.Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.38–40.
Соколов В.В. Тертуллиан // Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов: (В связи с философскими учениями того времени). – М.: Новая книга; Паломник, б.г.. С.59–81.
Столяров А.А. Тертуллиан: Эпоха. Жизнь. Учения // Тертуллиан. Избранные сочинения. – М.: Издательская группа "Прогресс",1994.
Столяров А.А.Тертуллиан // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.
Сушков С. Против лжеучения о вселенском главенстве римской церкви: На основании свидетельства священного писания и церковных памятников первых двух веков христианства. – СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1891. – С. 234 – 254.
Терновский Ф. Три первые века христианства: Восемнадцать чтений, составленных преимущественно по Гизелеру и Гагенбаху, с выдержками из первоисточников и с библиографическими примечаниями. – Казань: Унив. тип., 1878. – С. 185–197.
Тертуллиан // Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).
Тертуллиан // Бюллетень Библейских Верующих. – М., – 1999. – № 1.Троицкий В. Очерки из истории догмата о церкви. Сергиев Посад: Тип. Св.–Тр. Сергиевой Лавры, 1912. – С. 90 – 92, 128 – 134.
Уваров А.С. Христианская символика. Ч.1: Символика древнехристианского периода. – М., 1908.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 1. С.155–168.
Фокин А.Р. Латинская патрология. – М.: Греко–латинский кабинет Ю. А. Шичалина 2005. – Т. 1: Доникейская латинская патрология. С.44–159.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.385–388.Шабуров Н. Апологеты раннехристианские // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – Т. 2: Всемирно–исторические перспективы / Пер. с нем. – М.: Мысль, 1998.. 2752.Шестун Евгений, священник. Православная педагогика: Исторические психолого–педагогические очерки. – Самара, 1998. С.73–76.
Штернов Н.В. Тертуллиан, пресвитер Карфагенский: Очерк учено–литературной деятельности его. – Курск, 1889.
Щеглов Н.Н. Тертуллиан и две его книги Ad nationes. – Киев, 1876.
Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. – Т. 1. С.273.
Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. – СПб.: Ювента; М.: Прогресс–Универс, 1995. С.39–47.
Апология // Апологеты. Защитники христианства. – СПб.: Алетейя, 2002.
Апология // Церковь Христова / Сост. И.М.Косов. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991.
Апология // Богословские труды. – М., 1984. – Сб. 25.
Апология // Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г. – Т. 1. (Памятники святоотеческой письменности).
Избранные сочинения / Составление и общая редакция А.А.Столярова. – М.: Прогресс, 1994.
О молитве Господней // Богомыслие. – Одесса, 1994. – № 4.
О женских украшениях // Богомыслие. – Одесса, 1994. – № 4.
О плаще / Пер. с лат.: Тыжова А.Я. / Сост. ЮВ.Довженко. – СПб.: Алетейя, 2000. (Античное христианство. Источники).
О покаянии // Богословские труды. – М., 1985. – Сб. 26.
Против Праксея / Пер. под ред. А.Фокина // Альфа и Омега. – М., 2001. – № 1 (27).
Фрагменты сочинений // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. История средних веков / Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999.
Фрагменты сочинений // История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. – Минск : ЕГУ, 2002. – Ч. 1: Патристика. – 2002.