Павлин (Паулин), Епископ Ноланский, или Понтий Меропий Аниций, или Павлин Милостивый (ок. 353–431) [лат] – святой, память 23 января. Поэт. Родился в сенаторской семье, получил основательное образование под руководством Авсония, с которым позже состоял в дружеской переписке. Прекрасно начатая служебная карьера П.Н. неожиданно для окружающих и к огорчению многих друзей прервалась – П.Н. женился на христианке Тарасии, и под ее влиянием крестился. Родившийся у молодой семьи сын умер во младенчестве. После этого П.Н. и Тарасия распродали имущество, раздали деньги бедным, уехали в Испанию и приняли монашество. Через некоторое время П.Н. и Тарасия приехали в Италию. Жители города Нолы избрали П.Н. епископом. Литературное наследие П.Н. состоит из гимнов и писем.
Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (Гл. XIX, XXXI, XLVIII).
Сульпиций Север. Хроника // Сульпиций Север. Сочинения . – М: РОССПЭН, 1999..
Григорий Двоеслов. О жизни италийских отцов и о бессмертии души // Григорий Двоеслов. Избранные творения. – М.: Паломник, 1999.
Авсоний. [Стихотворные письма к Понтию Павлину] // Авсоний. Стихотворения. – М.: Наука, 1993.
Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
Барсов Н.И. Павлин Милостивый // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.
Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. 1. С.35–36.
Беликов П.П. Житие св. Павлина Ноланского и страдания св. мучеников Феодора и Никифора / Переложение П.П.Беликова. – М. 1886.
Буасье Г. Падение язычества: Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке / Пер. с франц. – М., 1892. С.265–304.
Владимирова М. Святой Павлин Милостивый, епископ Ноланский // Нескучный Сад. – 2002. – №4.
Петровский Ф.А. Павлин Ноланский // Памятники средневековой латинской литературы IV–X веков. – М.: Наука, 1970. То же: Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. – М.: Наследие, 1998.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Таруашвили Л.И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы: К вопросу о культурно–исторических предпосылках зодчества. – М.: Языки русской культуры, 1998.
Уваров А.С. Христианская символика. Ч.1: Символика древнехристианского периода. – М., 1908 .
Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – Б.м.: Западноевропейский экзархат; Московский патриархат, б.г . С.53.
Февр Л. Бои за историю / Пер. с франц. – М.: Наука, 1991. С.403–406.
Федотов Г.П. Чудо освобождения // Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12–ти томах. – М.: Мартис, 1996. – Т. 1.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. Т.3. С.35–40.
Письмо 38 // Любак, Анри де. Католичество: Социальные аспекты догмата. – Милан: Христианская Россия, 1992. .
Письма стихотворные Пер. с лат.: М.Л.Гаспаров и Ф.А.Петровский // Памятники средневековой латинской литературы IV–X веков. – М.: Наука, 1970. То же: Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. – М.: Наследие, 1998.
Первый ответ Понтия Павлина Авсонию. Второй ответ Понтия Павлина Авсонию Пер. с лат.: Ф.А.Петровский // Авсоний. Стихотворения. – М.: Наука, 1993.