Павел Самосатский, епископ Антиохийский (III в.) [греч] – крупнейший представитель ереси динамического монархианства, которая отказывала в признании Иисуса Христа Богом. Осужден собором епископов в Риме в 268 г.Основатель ереси – Феодот Кожевник. Христос, полагали динамисты, есть только человек, исполненный силою Божией.
Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. VII, гл. 27–30).
Сократ Схоластик. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 36. Кн. II, 20, 29, 30. Кн. IV, гл. 12. Кн. VII, гл. 32).
Барсов Н.И. Павел Самосатский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.80–81.
Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т. II. С.332–337.
Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 80 – 84.
Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. – С. 197 – 198.
Гусев Д.В. Ересь антитринитариев третьего века. – Казань, 1872.
Дюшен Л. История древней Церкви / Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. – Т. 1. – С. 312 – 319.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.110–111.
Каждан А.П. Павел Самосатский // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 4.
Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.80–81.
Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.
Лепорский П.И. Троица // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т.III. (Приложение). С.391–393.
Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.
Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.
Покровский А.И. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко–каноническое исследование. – Сергиев Посад, 1914. С.651–720.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Православие и христианские разделения / Под общей редакцией Иоанна Свиридова. – М.: Б.и., 1996. С.20–21.
Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.97–98.
Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов: (В связи с философскими учениями того времени). – М.: Новая книга; Паломник, б.г.. С.157–167.
Терновский Ф. Три первые века христианства: Восемнадцать чтений, составленных преимущественно по Гизелеру и Гагенбаху, с выдержками из первоисточников и с библиографическими примечаниями. – Казань: Унив. тип., 1878. – С. 211 – 214.
Шабуров Н.В. Павел Самосатский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III.