Ориген Адамант (185–253/254) [греч] – великий ученый христианского мира, один из крупнейших раннехристианских богословов. Историки мысли часто называют его философом и оценивают как философа, но О. – прежде всего религиозный мыслитель, богослов, и как таковой, он в течение нескольких столетий оказывал мощное влияние на богословскую мысль Востока, как православную, так и еретическую. О. учился сначала под руководством Климента Александрийского, а затем изучал философию у Аммония Саккаса, который был также и учителем Плотина. Став главой катехетической школы в Александрии, О. находил возможности для путешествий; он побывал в Риме, потом в Греции; во время этой поездки был рукоположен в пресвитеры. Затем О. отправляется в Кесарию и основывает там школу и библиотеку. О. привлекал к себе множество учеников не только своей феноменальной ученостью, но и всепоглощающей религиозной страстностью, которая, в частности, привела его к самооскоплению В 250 г. во время гонений Деция О. был подвергнут истязаниям и умер от перенесенных страданий. Литературное наследие О. огромно, но сохранилась лишь малая его часть. Интересы О. охватывали все области христианского учения того времени. Он – автор множества догматических, апологетических и экзегетических сочинений. Обладая мощным систематизаторским умом, О. в трактате "О началах" один из первых дал всестороннее изложение христианской догматики. От греческого оригинала этого произведения сохранились лишь фрагменты, но до нас дошел полный латинский перевод, осуществленный Руфином. Трактат обращен прежде всего к верующим христианам, желающим углубить знание Писания и Предания, но имел целью также убедить и неверующих в Христа философов. О проделал огромный текстологический труд, осуществив критическое издание Священного Писания в виде шести колонок ("Гекзаплы"), в которых еврейскому тексту соответствовали разные переводы на греческий язык.
В 553 году на V Вселенском Константинопольском соборе некоторые позиции учения О. были признаны еретическими. Среди них – учение об апокастатасисе. Свободный выбор человека был причиной его падения, но он же – главный фактор его возвышения. Свобода человека привела мир ко злу, но она же была и остается необходимым условием блага. Две возможности – не выбрать Бога и выбрать Его – не могут рассматриваться безотносительно друг к другу. Сама возможность выбирать между добром и злом является абсолютно необходимой для того, чтобы это добро стало человеческим приобретением. Именно здесь все еще сохраняется источник нашего возвышения. Отсюда категоричный вывод О. – поэтому и диавол не лишен возможности исправления. Обращение всех существ, включая дьявола, в учении О. называется апокатастасисом. С этим учением связана привлекавшая О. идея множественности миров, но множественности не в пространстве, а во времени. Книга Бытия повествует о начале мира, в котором мы живем. Но наш мир — не первый и не последний. Мир извечно приводился к бытию всемогуществом Бога. До него был другой, будут другие и после его окончательного уничтожения, и так далее до бесконечности. По ряду признаков можно сделать вывод, что О. все же полагал, что от одного мира к другому будет идти медленный прогресс и что однажды зло должно исчезнуть, устраненное добром. Это будет действительный конец времен, когда все будет приведено в должный порядок.Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (Гл. XVII, XIX, XXXIII, XXXVI).
Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. (Гл. 54). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.
Григорий Чудотворец. Благодарственная речь Оригену // Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г. – Т. II.
Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. VI, гл. 1–3, 8–19, 23–39).
Сократ Схоластик. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. (Кн. IV, гл. 25–27. Кн. VI, гл. 7, 9, 10, 12–14, 17. Кн. VII, гл. 6, 32, 45).
Сульпиций Север. Хроника // Сульпиций Север. Сочинения . – М: РОССПЭН, 1999.
Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. IV, гл. 37–39).
Учение святого Варсануфия о мнениях Оригена, Евагрия и Дидима // Христианское чтение. – СПб., 1827. – Ч. 25.
Юстиниан. Послание к Мине. Грамота об Оригене // Деяния Вселенских соборов. – Казань, 1865. – Т. 5.
А.С. Эсхатология Оригена: (Общая и эзотерическая) // Вера и разум. – М., 1916. – № 2.
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.
Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.
Александр Болонников, иерей. Александрийская богословская школа (Климент и Ориген) в исследованиях русских патрологов // Труды Минской духовной академии. – Жировичи, 2003. – № 1.
Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. II.
Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. – М.: Паломник, 1993. С.95–99, 201–205.
Александрийская школа // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т.III. (Приложение)
Андреев И.Д. Ориген // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.
Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.129–136, 163–303.
Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.51–78, 88–121.
Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию / Пер. с англ. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2003. С.185–192.
Архангельский М., священник. Учитель Церкви Ориген: (К 1700–летней годовщине его смерти) // Журнал Московской патриархии. – 1953. – № 12.
Балаховская А. Александрийская богословская школа // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. – Т. 1.
Бальтазар, Урс Х. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. – М.: Истина и жизнь, 2001 .
Барсов Н. История первобытной христианской проповеди (до IV века). – СПб.: Тип. С. Добродеева, 1885. – С. 229 – 271.
Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.146–151.
Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993 .
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.72–78.
Бернард Д.К. Единство и триединство, 100–300 гг. н.э.: Учение о Боге в древних христианских рукописях. – М.: Благая Весть, 1996.
Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С.139. 333. 323. С.323–327, 330–331, 337–347.
Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. – М.: Мартис, 1999.
Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с франц. – СПб.: Академический проект, 1998.
Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 69 –75.
Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994.
Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.92–128.
Бычков В.В. Неформализуемый гносис Оригена // Социальная философия и философская антропология. Труды и исследования. — М.: Институт философии РАН, 1995.
Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. – М.: Ладомир, 1995 .
Владимир Башкиров, прот. Учение об апокатастасисе до его осуждения на Вселенских Соборах // Труды Минской духовной академии. – Жировичи, 2003. – № 2.
Владимир Шмалий, священник. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. III.
Владимир Шмалий, священник. Бог // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. V.
Владимирский С.Ф. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Немезий Эмесский. О природе человека. – М., 1998. С.250–256.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С.210–219.
Грицанов А.А. Ориген // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.
Грицанов А.А. Ориген // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Гусев Д.В. Апология Лица Иисуса Христа в Его земной жизни и деятельности в сочинении Оригена "Против Цельса". – Казань, 1886.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. С.217–220.
Гэтч Э. Эллинизм и христианство // Общая история европейской культуры. – Т. VI: Раннее христианство. – Отдел II. – СПб., б.г.. С.39–40, 97–99, 111–114.
Дунаев А.Г. Предисловие [к книге: Ориген. "Комментарии на Евангелие от Иоанна"] // Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38.
Дюрант В. Цезарь и Христос / Пер. с англ. – М.: КРОН–ПРЕСС, 1995.
Дюшен Л. История древней Церкви / Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. – Т. 1. Гл. 18.
Елеонский Ф.П. Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Святого и об отношении Их к Богу Отцу. – СПб., 1879.
Ермаков С.А. Отцы Церкви о многообразии путей, ведущих к истинной жизни // К культуре мира – через диалог религий, диалог цивилизаций. – Омск, 2000. – Т. 1.
Ермишин О.Т. П.А. Флоренский и Ориген (Проблема метафизики) // Философские науки. – М., 2002. – № 6.
Ермишин О.Т. П.А.Флоренский и Ориген: проблема метафизики // Философские науки. – 2002. – N6.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Зелинский Ф.Ф. Умершая наука // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: В четырех томах. – М.: Ладомир, 1995. – Т. 2. (Репринт). С.329–331.
Зелинский Ф.Ф. Христианство // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. III. С.422–423.
Зяблицев Георгий, диакон. Богословие Оригена // Журнал Московской патриархии. – 1992. – № 2.
Иванов М.С. Апокатастасис // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. III.
Иванов М.С. Апокатастасис // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. III.
Иванченко А.В. Ориген // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III.
Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 70 – 78.
Иларион (Алфеев), игумен. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно–христианской традиции. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). – Ч. 1, гл 2.
Иларион (Алфеев), иеромонах. Духовное образование на христианском Востоке в I – VI веках // Православное богословие на рубеже столетий. – М.: Крутицкое патриашее подворье, 1999.
Иларион (Алфеев), иеромонах. Ориген (Вступительная статья) // Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г. – Т. 2.
Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. С.153–155.
Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Творение в истории православного богословия // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1999. – Вып. 4.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.88–106.
Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.50–53, 67–69.
Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном предании. – М.: Издательство Свято–Тихоновского Богословского института, 2000. Гл. 3.
Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихновский Богословский институт, 2003. С.171–174.
История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. С.259–263.
Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Смеем ли мы надеяться на спасение всех? Ориген, Григорий Нисский, Исаак Ниневийский // Страницы. – М., 2000. – Т.5. – Вып.1.
Каллист Диоклийский.Смеем ли мы надеяться на спасение всех? Ориген, Григорий Нисский, Исаак Ниневийский // Учение о спасении в разных христианских конфессиях. – М. : Библейско–Богословский Институт св. апостола Андрея, 2005.
Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.63–78.
Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.15, 161–170, 354–356.
Катанский А. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцев и писателей церкви до Оригена включительно: Историко–догматическое исследование. – СПб.: Тип. Ф.Г. Елеонского, 1877. С. 188–271
Катанский А.Л. Догматическое учение о Семи Таинствах в творениях древнейших Отцов и писателей церкви до Оригена включительно. М.: Паломник, 2002. С.188–271.
Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.112–128.
Киреева М.В. Вспомогательные экзегетические приемы в комментариях Оригена и свт. Кирилла Александрийского на Евангелие от Иоанна // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 2000.
Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.364–367.
Кобрин К. История души в избранных сюжетах // Логос.– М., 1999. – № 6 (16).
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.
Круть И.В., Забелин И.М. Очерк истории представлений о взаимоотношениях природы и общества: (Общенаучные и геолого–географические аспекты). – М.: Наука, 1988. С.119–121.
Кукушкин Л.С. Мистические корни христианского богословия // Мистическое богословие Восточной Церкви. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.
Кюнг Г. Великие христианские мыслители. – СПб.: Алетейя, 2000. С.69–112.
Лебедев А.А. История христианской церкви – Птг., 1915.
Лебедев А.А. Учение Оригена о духах // Вера и разум. – 1914. – № 5.
Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.
Лебедев Д.А. Св. Александр Александрийский и Ориген // Труды Киевской Духовной Академии. – 1915. октябрь – ноябрь.
Лебедев Н.И. Сочинения Оригена "Против Цельса": Опыт исследования по истории литературной борьбы христианства с язычеством. – М., 1878.
Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.
Лепорский П.И. Троица // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т.III. (Приложение). С.391.
Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.77–78.
Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. – М.: Искусство, 1992. – Кн. 1. С.50–53.
Лосев А.Ф. Ориген // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 4.
Лосский В. Александрия // Богословские труды. – М., 1983. – Сб. 24.
Лосский В.Н. Боговидение. – М.: Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.36–47.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.91– 100.
Макарий, митрополит. Православно–догматическое богословие. – М.: Паломник, 1999. – Т. 1. С.40–41.
Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.21–22. 1465.
Малков П. Антропологические предпосылки учения об апокатастасисе у восточных отцов Церкви // Православное учение о человеке: Избранные статьи. – М.; Клин: Христианская жизнь, 2004.
Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.127–138.
Миллер Т.А. Византийская экзегеза 4: III век, Ориген // Альфа и Омега. – М., 1995. – № 1 (4).
Минин П. М. Мистицизм и его природа. – Киев: Пролог, 2003. С.102–106.
Мистика на Востоке // Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.
Михаил Асмус, диакон. Ориген и его гомилии на книгу Бытия. Тематические связи с источником // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 2003. – Вып. 12.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен. – СПб.: Алетейя, 2000. – Т. 1. С. 189–191.
Муравьев А.Н. Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.119–130.
Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.95–113.
Нестерова О.Е. Allegoria pro typologia: Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. – М. : ИМЛИ РАН, 2006. – 293, [4] с.
Нестерова О. Е."Формула" Теодота как источник оригеновского учения о "трех смыслах" Писания // Слово и мудрость Востока: литература, фольклор, культура : к 60–летию акад. А. Б. Куделина. – М. : Наука, 2006.
Никанор, архим. Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в церкви, сделанный на основании священного писания и предания первых веков христианства до 1 Вселенского собора. – Казань: Унив. тип., 1871. – С. 102 – 117, 156 – 157.
Николаев Ю. В поисках Божества: Очерки из истории гностицизма. – Киев: София, 1995. С.309–316.
Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.
Ориген // Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).
Ориген // Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Ориген // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
Орлов А.П. К характеристике христологии Оригена // Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1909. – №№ 8, 9.
Пантелеев А.Д., Петров А.В., Цыб А.В. Фрагменты Гераиона Гностика из трактата Оригена "Толкование на Евангелие от Иоанна // AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. – Вып. 2. – СПб., 2000.
Петров В.В. Учение Оригена о теле воскресения в контексте современной ему интеллектуальной традиции // Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005. – С.577–632.
Петров В.В. Эсхатология Оригена и знание ее основ на латинском Западе IV – IX веков // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. – М., 2001. – Вып. 6.
Петров В.В., Цыб А.В. К вопросу о проблематике трактата Оригена–христианина «Толкование на Евангелие от Иоанна» // AKADHEMIA: Материалы и исследования по истории платонизма. – СПб.: СПб ун–т, 2000. – Вып. 2.
Петров Н. Можно ли считать аллегоризм причиной догматических заблуждений Оригена? // Православное обозрение. – М., – 190. – Ч. 2.
Петров Н. Сочинения Оригена "О началах": Историко–критический очерк // Ориген. О началах. – Новосибирск, 1993.
Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1. – Казань: Тип. Имп. ун–та, 1885. – Гл. 4.
Покровский А.И. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко–каноническое исследование. – Сергиев Посад, 1914. С.288–327.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Православие и христианские разделения / Под общей редакцией Иоанна Свиридова. – М.: Б.и., 1996. С.18–20.
Прокофьев С.М. Историческая концепция Оригена в отечественной и зарубежной литературе // Мир православия. – Волгоград, 1997.
Прокофьев С.М. История спасения человечества в трактате Оригена “О началах”: От понимания к изображению // Историческая мысль в Византии и на средневековом Западе. – Иваново: Ивановский гос. ун–т, 1998.
Прокофьев С.М. К вопросу об интерпретации Оригеном библейского исторического текста // Текст в гуманитарном знании. – М.: РГГУ, 1997.
Прокофьев С.М. Концептуальное осмысление Оригеном ветхозаветной истории в трактате “О началах” // ИМАС.
Прокофьев С.М. Концепция параллельных историй и священная война у Оригена // ИМИ(1).
Прокофьев С.М. Мелитон и Ориген о позитивной роли Империи в становлении и развитии христианства // Государство и власть: проблемы истории, экономики, идеологии и культуры. – Иваново: Ивановский гос. ун–т, 1997.
Прокофьев С.М. Методологические подходы к разработке проблем исторической концепции Оригена // Мир православия. – Волгоград, 2003. – Вып. 5.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.309–312.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
Ровнер А. Третья культура. – СПб.: Медуза, 1996. С.170–173.
Ровнер А. Христианство на рубеже веков: Ориген против Цельса // Ориген. Против Цельса: Апология христианства. Б.м.: Учебно–экуменический центр ап. Павла, 1996.
Саврей В.Я. Философские основания истолкования Священного писания у Оригена // Вопросы философии. – М., 1998. – № 6.
Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.436– 460.
Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика – СПб: СПбГУ, 1996. С.134–138, 151–158, 186–191, 205–208.
Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 1998.
Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.28–35.
Серегин А.В. "О началах" 1, 4, 3–5 и оригеновское понимание вечности творения // Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005. – С.779–820
Серегин С.В. Ориген и стоическая концепция "вечного возвращения" // Вестник древней истории. – М., – 2001. – № 2.
Серегин, А.В. Апокатастасис и традиционная эсхатология у Оригена // Вестник древней истории. – 2003. – № 3.
Сидоров А.И. Библейско–критический труд Оригена "Гекзаплы" // Альфа и Омега. – М., 1998. – № 2 (16). То же: Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.
Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.85–108.
Сидоров А.И. Евагрий Понтийский: Жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия // Евагрий. Творения: Аскетические и богословские трактаты. – М.: Мартис, 1994. С.24–52.
Сидоров А.И. Жизненный путь Оригена // Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.
Сидоров А.И. Экзегетические труды Оригена: Гомилии на Ветхий Завет // Альфа и Омега. – М., 2004. – № 2 (40).
Ситников А.В. Плотин и традиции христианской патристики: опыт сравнительного анализа // Историко–философский ежегодник’98. – М.: Наука, 2000.
Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.326–421.
Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Академия, 2005. С.193–193–219.
Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.
Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.72–73, 114–122.
Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.43–46.
Соловьев В.С., Андреев И.Д. Ориген // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.
Спасский А. Эллинизм и христианство: (История литературно–религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории (150 – 254). – Сергиев Посад: Тип. Св.–Троиц. Сергиевой лавры, 1913. – С. 153 – 315, 351–362.
Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов: (В связи с философскими учениями того времени). – М.: Новая книга; Паломник, б.г.. С.81–123.
Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.
Терновский Ф. Три первые века христианства: Восемнадцать чтений, составленных преимущественно по Гизелеру и Гагенбаху, с выдержками из первоисточников и с библиографическими примечаниями. – Казань: Унив. тип., 1878. – С. 181 – 191.
Троицкий Н.И. Ориген как апологет. – Тула, 1908.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 1. С.178–205.
Филенский И. Цельс и Ориген. – Харьков, 1910.
Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997.
Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002.
Флоренский П. А. Сочинение Оригена Peri origines как опыт метафизики // Философские науки. – 2005. – № 6. – С. 75–87.
Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.118–122, 292–302, 351–376.
Фокин А.Р. Учение Оригена о Логосе и логосах (идеях): Тексты и комментарии // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 2001. – Вып. 8.
Харламов В.Л. Ориген // Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Хинсон Г. Ориген // Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997.
Хитров М. Климент и Ориген – учители александрийские и их век // Странник. – 1878. – № 3 –10; 1879. – № 7 – 10; 1880. – № 6–7.
Хосроев А.Л. Александрийское христианство: По данным текстов из Наг Хаммади. – М.: Наука, 1991. С.85–91.
Христианский Восток и Запад в III веке: Ориген и Киприан // Христианское чтение. – СПб., 1865. – Ч. 1.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Цуркан А.В. Мировоззрение Оригена на стыке культур: Теологические и метафизические основания философии Оригена // EXPERIENTEA. – Новосибирск, 2001.
Цыб А.В. Использование платоновских и аристотелевских понятий в сочинении Оригена–христианина «О началах» // AKADHEMIA: Материалы и исследования по истории платонизма. – СПб.: СПб ун–т, 1997. – Вып. 1.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.388–390.
Чулков О.А. Время апокатастасиса // Универсум платоновской мысли: Неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. СПб., 2001.
Шестун Евгений, священник. Православная педагогика: Исторические психолого–педагогические очерки. – Самара, 1998. С.86–89.
Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. с.44–47.
Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.
Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. – Т. 1. С.274–277.
Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. – СПб.: Ювента; М.: Прогресс–Универс, 1995. С.44–49.
Ориген. О началах I, 4, 3–5 / Пер. с греч. : А.В. Серегин // Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005.– С.821–822.
Беседа на первую книгу «Песни песней» // Богомыслие. – Одесса, 1992. – № 3.
Гомилии на Песнь песней / Пер. с лат.: Н. Холмогорова под ред. Т.Миллер // Альфа и Омега. – М., 1995. – № 1 (4), 2 (5). То же: Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.
Комментарий на Евангелие от Иоанна / Пер. и предисл.: А.Г.Дунаев // Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38.
О молитве и Увещание к мученичеству. – Б.м. и б.г. (Репринт 1897 г.).
О началах // Мистическое богословие Восточной Церкви. – М.: АСТ. Харьков: Фолио, 2001.
О началах. – СПб.: Амфора, 1998. То же: СПб.: Амфора, 2000.
О началах. – Новосибирск, 1993.
О началах: [Фрагменты] // История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. – Минск : ЕГУ, 2002. – Ч. 1: Патристика. – 2002.
Проповедь 8 о Книге Бытия: Фрагмент // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.
Против Цельса / Пер. с греч.: Л.Писарев // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1999. – Вып. II, III, IV
Против Цельса. Книга 5 / Пер. с греч.: А. Фокин // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – 2001. – Вып. VII.
Против Цельса. Книги 1—4 / Пер. с греч.: Л. Писарев. – М., 1996.
Против Цельса. Кн. 5 / Пер и коммент.: А. Фокин // Богословский сборник / Правосл. Свято–Тихон. богосл. ин–т. М., 2001. Вып. VII.
Против Цельса: Апология христианства. – Б.м.: Учебно–экуменический центр ап. Павла, 1996.
Увещание к мученичеству. О молитве (фрагменты). О началах (фрагменты). Письмо к Св. Григорию Чудотворцу // Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г. – Т. II.
Фрагменты сочинений // Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994.. 1405.
Фрагменты сочинений // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. Ф.