Маркион Синопский (II в. ) [греч] – влиятельный ересиарх, гностик, не ограничивающийся философскими проблемами, но обращающийся к вопросам церковной жизни. В 139 г. переселился в Рим, где вступил в христианскую общину, из которой был исключен в 144 г. как еретик. М. от личал иудейского Бога, создавшего видимый мир, от Бога–Отца христиан, создавшего мир духовный, сыном которого был Иисус. Против Маркиона писали многие церковные писатели и апологеты, среди которых наиболее ярким был Иустин. Редакцию Нового Завета, предложенную М.С., Церковь решительно отвергла, но именно в борьбе с “маркионовым заблуждением” был в конце II века выработан новозаветный канон.
Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (Гл. XXV).
Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. IV, гл. 10, IV (10—1; 11—1, 2; 14–5, 7; 18–9; 23–4; 24–1; 25–1; 29–2; 30–1); V (8–9; 13–1, 3); VI (12–5); VII (12–1)
Андреев И.Д., Барсов Н.И. Маркион // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.51–53.
Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т. II.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С.151–155.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Пер. с франц. – М.: Терра, 1991. С.189–195.
Шабуров Н. Маркион // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.