Лаоник Халкокондил (1432–1490) [греч] – светский историк. Большой по объему труд Л.Х. называется "История"; он охватывает события 1298 – 1463 годов, которые рассматриваются автором через призму столкновения двух миров – мусульманского и христианского. При этом автора интересуют в первую очередь не конфессиональные (здесь он достаточно толерантен), а культурные основы столкновения миров. Христианский мир в труде Л.Х представляет не только Византия, но и другие страны и народы Европы, которым историк посвящает специальные разделы своего труда.
Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.258–260.
Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 319–321.
Бородин О.Р., Гукова С.Н. История географической мысли в Византии. – СПб.: Алетейя, 2000. С.136–138.
Веселаго Е.Б. Известия Лаоника Халкокондила об албанцах // Византийский временник. – М., 1956. – Т. 10.
Веселаго Е.Б. Историческое сочинение Лаоника Халкокондила // Византийский временник. – М., 1957. – Т. 12.
Веселаго Е.Б. Еще раз о Лаонике Халкокондиле и его историческом труде // Византийский временник. – М., 1958. – Т. 14.
Веселаго Е.Б. К вопросу об общественно–политических взглядах и мировоззрении византийского историка XV века Лаоника Халкокондила // Вестник Московского университета. – Сер. 8. история. – 1960. – № 1.
Греку В. К вопросу о биографии и историческом труде Лаоника Халкокондила // ВВ. – 1958. – Т. 13.
Диттен Х. Известия Лаоника Халкокондила о России // Византийский временник. – М., 1962. – Т. 21.
Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.
Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. – Л.: Наука, 1976.
Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. С.252–254.
Византийские историки Дука, Сфрандзи, Лаоник Халкокондил о взятии Константинополя турками / Пер., предисл.: А.С.Степанов и Е.Б.Веселаго // Византийский временник. – М., 1953. – Т. 7.