Иоанн Скот Эриугена, или Эригена (ок.810–877) [лат] – богослов, философ и поэт. Родился в Ирландии; приехав в Париж, возглавил придворную школу Карла Лысого. Перевел сочинения греческих отцов Церкви на латинский язык, – Дионисия Ареопагита с комментариями к нему Максима Исповедника, трактат Григория Нисского "Об устроении человека". На Западе за И.С.Э. долгое время безоговорочно признавалось первенство в знании греческого богословия. И.С.Э. автор трактата "О разделении природы", который является его главным произведением, комментария к сочинению "О небесной иерархии" Дионисия, комментарий к Евангелию от Иоанна, от которого сохранились только фрагменты, и гомилию на пролог этого Евангелия. По поводу кончины И.С.Э. существуют две версии – по одной он умер во Франции, по другой – вернулся в Англию и был убит своими учениками. Учение И.С.Э. интерпретировалось весьма различно. Уже папа Николай I сомневался по поводу ортодоксальности его учения. Позднейшие историки мысли обвиняли его в смешивании религии и философии, в распространении неоплатонических пантеистических представлений (саморазвитие Бога), напоминающих Оригена ("все в конце концов возвратится к Богу"), в подчинении веры разуму. Таким образом, в западное средневековье пришли идеи, имеющие роковые последствия. Не все эти утверждения доказательны. "Для любителей стрелять по еретикам Эриугена — легко доступная цель: всегда попадаешь, но впоследствии часто приходится со стыдом признавать, что, стреляя по Эриугене, попал в Дионисия, в святых Максима Исповедника, Григория Нисского, Григория Назианзина, Амвросия или Августина" (Жильсон). По мнению Жильсона, произведения И.С.Э. следует рассматривать как философскую экзегезу Священного Писания. Главное, к чему стремился И.С.Э – к ясному и совершенному пониманию Библии, в чем он опять же близок Оригену. Во многих посвященных И.С.Э исследованиях утверждается, будто вера у него подчинена разуму. Нет ничего более далекого от истины, пишет Жильсон. Действительно, смысл учения И.С.Э. связан с концепцией отношений веры и разума, однако, отдавая должное разуму, И.С.Э. утверждал, что человеческая природа сама по себе стремится к познанию истины, но наш разум — это разум, просвещаемый Откровением. После Евангелия разум более не одинок, к нему приходит абсолютно надежная Истина, ее надо принимать такой, какой ее открыл Бог. Для разума предел счастья – искать Бога в Слове, которое Он нам оставил, и найти Его там.
Аверинцев С.С. Иоанн Скотт Эриугена // Памятники средневековой латинской литературы IV–X веков. – М.: Наука, 1970.
Андреев И.Д. Богословие // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Антонова Е.В. Об именовании Бога в философии Эриугены // Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I–XIV веков. – М.: Республика, 1996.
Антонова Е.В. Проблема свободы в философии Эриугены // Проблемы истории домарксистской философии: (Средневековый способ философствования). – М., 1985.
Антонова Е.В. Проблема свободы в философских дискуссиях Каролингского Возрождения. Автореферат дисс. канд. филос. наук. – М., 1985.
Антонова Е.В. Философское понимание свободы человека: (К истории вопроса) // Философия человека: Диалог традиций и перспективы. – М., 1988.
Арсеньев Иоанн. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М.: Вече, 2005. – С. 195, 206 – 207.
Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. – М.: Мартис, 1998.
Бриллиантов А.И. Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию восточному и западному. – СПб., 1898.
Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. – СПб., 1899.
Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства. Труды по истории древней Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. (Библиотека христианской мысли. Исследования).
Бриллиантов А.И. Эриугена // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. III.
Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994 . 389. С.66–68.
Василик В.В. Иоанн Скот Эриугена // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.66–88.
Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии: (От Аристотеля до Декарта). – М.: МГУ, 1987. С.102–105.
Годовикова А.Л. Скот Эриугена // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.
Горелов А. Иоанн Скот Эриугена // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. С.244–246.
Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.190–195.
Жебар Э. Мистическая Италия: Очерк из истории возрождения религии в средние века / Пер. с фр. – СПб., 1900. С.58–64.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Рим. Константинополь. Москва. Исторические и богословские исследования. М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 2005. С.80–104.
Иоанн Мейендорф. "Строители мостов" в раннем средневековье. Заметки о значении восточной святоотеческой мысли для Иоанна Скотта Эриугены // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 2001. – Вып. 7.
Иоанн Скот Эриугена // Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).
Иоанн Скот Эриугена // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.
История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. С.359–360.
История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .
Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.
Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII веках. – СПб.: Алетейя, 1997. С.168–171.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Культура и культурология: Словарь Словарь / Редактор–составитель А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проспект, 2003.
Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.
Лозовская Н.М. Раннесредневековые знания о природе: (Диалог Иоанна Скота Эриугены "О природах"). – М., 1988. (Препринт).
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999.
Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр // Историко–философский ежегодник'88. – М.: Наука, 1988.
Лосев А.Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. – СПб.: Алетейя, 1997. С.274–277.
Мельникова Е.А. Образ мира: Географические представления в Западной и Северной Европе. X–XIV века. – М.: Янус–К, 1998.
Миртов Д.П. Схоластика // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. 3.
Мистика в средние века на Западе // Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.
Моран Д. Философия Иоанна Скота Эриугены: Исследование идеализма в средневековье // РЖ.– 1990. – № 4. (Автор реферата А.Й.Элез).
Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С. 226–236.
Нестерович И.А. Иоанн Скот Эриугена // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.
Нестерович И.А. Иоанн Скот Эриугена // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Нестерович И.А. Иоанн Скот Эриугена // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.
Новиков Д.В. Учение о личности в христианском богословии IV – VIII веков // Человек. – М., 2000. – №№ 2, 3.
Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: Статьи по истории иcкусства. – СПб.: Академичеcкий проект, 1999. С.153–155.
Петров В.В. Quod est super omne nomen eo omne verbum: Иоанн Скотт о богопознани в Перифюсеон // Историко–философский ежегодник’2000. – М.: Наука, 2002.
Петров В.В. Естествознание в эсхатологии раннего средневековья // Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории: Материалы международной конференции. – М., 2000.
Петров В.В. Иоанн Скот (Эриугена) // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.
Петров В.В. Иоанн Скотт Эриугена // Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1995.
Петров В.В. Иоанн Скотт Эриугена и дворцовая церковь Карла Великого в Ахене // Вестник Международного славянского ун–та. – М., 1997. – Вып. 2.
Петров В.В. Каролингские школьные тексты: глоссы из круга Иоанна Скотта и Ремигия из Осера // Философия природы в античности и в средние века. – М.: Прогресс–Традиция, 2000.
Петров В.В. Природа в учении Иоанна Скотта Эриугены: Автореферат дис. канд. фил. наук. – М., 1997.
Петров В.В. Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта // Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005. – С.633–756.
Петров В.В. Тотальность природы и методы ее исследования В “Перифюсеоне” Иоанна Скотта Эриугены // Философия природы в античности и в средние века. – М.: Прогресс–Традиция, 2000.
Петров В.В. Эриугена о filioque // Альфа и Омега. – М., 1999. – № 2.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.376–381.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
Реферовская Е.А. "Спор" реалистов и номиналистов // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. С.250–251.
Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско–католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998. С.115–118.
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Соколов В.В. Иоанн Скот Эриугена // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 2.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.110–122.
Солонин Ю.Н., Толстенко А.К. К истолкованию натурфилософии Иоанна Скота Эриугены // Вестник ЛГУ. – Сер. 6. – Л., 1991. – Вып. 1.
Татарский И. Сущность и происхождение философии Иоанна Скота Эриугены // ВиР. – 1885.
Тейс Л. Наследие Каролингов. – М.: Скарабей, 1993. 2378.
Уколова В.И., Бородин О.Р. Византия и Запад: культурные отношения в VII – XII вв. // Византия между Востоком и Западом: Опыт исторической характеристики. – СПб.: Алетейя, 1999. С.114–117.
Федотов Г.П. Каролингское возрождение // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002.
Хомяков М.Б. Диалог Востока и Запада в “Перифюзисе" Иоанна Скотта Эриугены как схоластически–философское обоснование принципа социокультурной толерантности // Бахтин и время. – Саранск, 1998.
Хомяков М.Б. Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики // Вопросы философии. – М., 2000. – №1.
Хомяков М.Б. Толерантность в христианской философии // Философия и общество. – 1999. – № 2.
Чалоян В.К. Восток – Запад: (Преемственность в философии античного и средневекового общества). – М.: Наука, 1968 .
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.481–486.
Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996, с.82–103.
Эвола Ю. Метафизика пола. – М.: Беловодье, 1996. С.218–220.
Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.
Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. – СПб.: Ювента; М.: Прогресс–Универс, 1995. С.53–55.Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна / Вступит. статья, пер. и примеч.: В.В. Петров. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995.
Книга о божественном предопределении: Фрагмент // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Издательство политической литературы, 1991.
На Дионисия Ареопагита. На Христа Распятого // Памятники средневековой латинской литературы IV–X веков. – М.: Наука, 1970.
О божественном предопределении: Фрагмент // Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I–XIV веков. – М.: Республика, 1996.
О природах // Средние века. – М.: Наука, 1994. – Вып. 57; 1995. – Вып. 58.
О разделении природы: Фрагмент // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Составитель, автор вступительных статей и комментариев О.Ф.Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1996.
О разделении природы: [Фрагменты] / Пер. и прим.: В.В.Василик // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
Перифюсеон. Кн. I / Пер. с лат.: В.В.Петров // Историко–философский ежегодник'2000. – М.: Наука, 2002.
Перифюсеон. Кн. II / Пер. с лат.: В.В.Петров // Историко–философский ежегодник'2003. – М.: Наука, 2004.
Перифюсион, или о разделении природы. Кн. II (523D – 539A) / Пер. с лат.: М.Б.Хомяков // Вопросы философии. – М., 2000. – № 1.
Перифюсион: [Фрагменты] / Пер. с лат.: В.В.Петров // Философия природы в античности и в средние века. – М.: Прогресс–Традиция, 2000.
О разделении природы [Фрагменты] // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. – Т.1. – Ч. 2.
Фрагменты сочинений // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Фрагменты сочинений // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.