Иларий Пиктавийский, или Иларий (Гиларий) из Пуатье (315–367) [лат] – выдающийся западный теолог, учитель Церкви. И.П родился в Городе Пиктавия (Галлия), в богатой аристократической семье и получил обширное классическое (включая знание греческого языка) образование. Крещение принял в достаточно зрелом возрасте и вскоре был избран на кафедру Пиктавии; полагают, что к христианству И.П. пришел под влиянием чтения Священного Писания. И.П. был активным полемистом против ариан; за твердость в отстаивании Православной веры И.П. называли "Афанасием Запада". Как защитник Православия, И.П. претерпел гонения и был выслан в Малую Азию. Четырехлетнее пребывание на Востоке позволило И.П. более тесно познакомиться с трудами греческих православных писателей и укрепило И.П. в противостоянии арианам. Во время ссылки И.П. написал свой главный богословский трактат "О Троице", а также острое обличительное послание императору, придерживающемуся арианских взглядов. Возвращению И.П. в Галлию способствовали два обстоятельства – во–первых, жители Пиктавии не приняли арианского епископа, во–вторых, вожди арианской партии посчитали опасным пребывание И.П. вблизи столицы и императора. Благодаря деятельности И.П. арианство утратило свои позиции в Галлии. И.П. положил начало латинской тринитарной терминологии. Известен также как поэт–гимнограф.
Григорий Турский. История франков. – М.: Наука, 1987. (Кн. I, гл. 38, 39).
Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. (Гл. 100). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.
Сократ Схоластик. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. (Кн. III, гл. 10).
Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. II, гл. 18).
Руфин. Церковная история // Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода "Церковной истории" Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн. I(X), гл. 30–31).
Сульпиций Север. Хроника (Гл. XXXI – XLV) // Сульпиций Север. Сочинения . – М: РОССПЭН, 1999.
Сульпиций Север. Житие святого Мартина, епископа и исповедника. (Гл. IV – VII) // Сульпиций Север. Сочинения . – М: РОССПЭН, 1999.
Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. цева. – М.: Наука, 1987. С.107–114.
Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. I.
Альбрехт М. фон. История римской литературы. От Андроника до Боэция и ее влияние на позднейшие эпох / Пер. с нем. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2005. – Т. III. – С. 1766 – 1771.
Барсов Н.И. Иларий Пиктавийский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. Хиларий из Пуатье // Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.187. 594. Т. 2. С.352–355.
Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 239 – 240.
Голенищев–Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М.: Наука, 1972. С.65.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.223–226.
Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.340–341.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.163–168.
Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.121–122.
Нестерова О.Е. "Изъяснение тайн" Илария Пиктавийского. Традиция и метод христианкой типологической экзегезы. – Автореф. дис. канд. филол.нак, – М. 1998.
Нестерова О.Е. Иларий Пиктавийский // Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. – М.: Наследие, 1998.
Орлов А.П. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. – Сергиев Посад, 1908.
Орлов А.П. Христология Илария Пиктавийского. – Сергиев Посад, 1910.
Пенькевич А. Святитель Иларий Пиктавийский // Саранские епархиальные ведомости. – Саранск, 1999. – № 3.
Попов И.В. Святый Иларий, епископ Пиктавийский // Богословские труды. – М., 1968–1971. – Сб. 4 –7.
Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы – II – IV вв. – Сергиев Посад, 1904. С.417–739.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Р.Селейдак, Иванов Ю. Иларий Пиктавийский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.
Самуилов В. История арианства на латинском Западе (352–430). – СПб., 1890.
Сергий Булгаков, протоирей. Агнец Божий. – М.: Общедоступный православный университет, основаный протоиреем Александром Менем, 2000. С.247–248.
Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.298–299.
Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов: (В связи с философскими учениями того времени). – М.: Новая книга; Паломник, б.г.. С.421–426.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.54–61.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Единение верующих с Богом / Пер. с лат.: П.Сахаров // Истина и жизнь. – М., – 1992 № 5.
Изъяснение тайн. Книга 1 / Пер. с лат.: О.Е. Нестерова // Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. – М.: Наследие, 1998.
О Троице: Фрагмент // Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994..
О Троице: Фрагмент // Любак, Анри де. Католичество: Социальные аспекты догмата. – Милан: Христианская Россия, 1992. .
Трактат о псалме 126: Фрагмент // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику / Пер. с франц. – М., 1994.