Евномий
Профессиональные интересы: Богословие

Краткая биографическая справка:

Евномий , епископ Кизикский, или  Евномий Капподокийский (ум.398) [греч] – ересиарх,  представитель крайнего арианства. Родом из Каппадокии, учился риторике в Константинополе, потом переселился в Антиохию. Был известен как красноречивый проповедник. Разум он полагал единственной связью между человеком и Богом, при этом полагал, что  разуму под силу выработать достоверное понятие о сущности Бога, к каковой относил безначальность и нерожденность Бога. Из этого вытекало – поскольку Второе Лицо Троицы – рожденное, Оно не может быть причастно и подобно божественной сущности. Е.К. избегает даже терминов "Отец" и "Сын", как указывающих  на единосущность. Переоценка разума привела последователей Е.К. к манихейской тенденции – при крещении они опускали в воду лишь верхнюю часть туловища, поскольку считалось, что нижняя спасению не подлежит и предоставлена дьяволу. Опровержения учения Е.К. написали Василий Великий и Григорий Богослов. Е.К. был низложен и изгнан в Каппадокию. 

Библиография работ о персоне:

Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. XII, XXV).

Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 120). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.

Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. II, гл. 35. Кн. IV, гл. 7, 13, 26. Кн. V, гл. 10, 20, 24. Кн. VI, гл. 22).

Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. I, гл. 1). 

Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. II, гл. 24, 27, 29. Кн. V, гл. 11).

Василий Великий. Опровержение защитительной речи злочестивого Евномия // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподокийской. – М.: Б.и., 1993. – Ч. III. 

Григорий Богослов. Слово 27 // Григорий Богослов. Собрание творений. – Минск; М., 2000. – Т. 1. 

Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 726–727.

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.98–99.

Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.   

Махлак К.А. Мышление и вера. Св. Василий Великий против Евномия // Начало. – СПб., 1999. – № 8.

Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 929 – 930.

Соловьев В.С. Евномий //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов: (В связи с философскими учениями того времени). – М.: Новая книга; Паломник, б.г.. С.354–361.

Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997. 

 

Другие публикации на портале:

Еще 9