Геннадий II Схоларий (в миру Георгий Схоларий) (ок. 1405–ок.1468) [греч] – святой греческой церкви. Константинопольский патриарх в 1453–1459 гг. Будучи еще светским человеком, Г.С. сопровождал светских и духовных константинопольских владык, участников переговоров об унии между церковью греческой и церковью римской и, хотя не участвовал в заседаниях соборов, способствовал ее заключению. По возвращению в Константинополь Г.С. столкнулся с решительным осуждением унии со стороны клира и народа, и переменив свое мнение, примкнул к св. Марку Эфесскому. Г.С. принял монашество, после гибели патриарха Афанасия в 1453 году был избран патриархом. Литературное наследие Г.С. велико. Богословские сочинения Г.С. посвящены вопросам догматики, защите исихазма, полемические – аргументам против латинян, иудеев, мусульман, против склоняющихся к язычеству философов (речь идет прежде всего о Георгии Гемисте Плифоне). Как философ Г.С. известен своими толкованиями Аристотеля и Порфирия, переводами на греческий язык сочинений Фомы Аквинского.
Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и флорентийская уния. – М.: Сирин, 1994. С.342–346.
Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 268 – 271.
Бибиков М.В. Геннадий Схоларий // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.
Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.
Васильев П.П. Геннадий Схоларий // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.
Гаврилов А.К. Языкознание византийцев // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. С.149–150.
Горянов Б. Георгий Схоларий // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.
Жаворонков П.И., Михайлов П.Б., П.Э.Л. Геннадий II Схоларий // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. Х.
Занемонец А.В. «Христианство воинствует ныне, как и прежде»: Синайские послания константинопольского патриарха Геннадия Схолария // Кафедра византийской и и новогреческой филологии. – М.: МГУ, 2000. – Вып. 1. С. 89 – 107.
Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.201.
Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века: От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 году. – СПб.: Алетейя, 1998.
Ломизе Б.М. Варлаамизм и византийское латиномыслие. Просопографические наблюдения // Византия между Востоком и Западом: Опыт исторической характеристики. – СПб.: Алетейя, 1999.
Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. – Л.: Наука, 1976.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
Георгия Схолария сочинение "Новый Мыслитель" / Пер. с греч.: еп. Арсений (Иващенко). – Новгород, 1896.
Георгия Схолария, впоследствии Геннадия, Патриарха Константинопольского разговор / Пер. с греч.: еп. Арсений (Иващенко). – Новгород, 1896.
О вере и жизни христианской / Сост. А.Крамер. – СПб., 1993.
[Ответ на предсмертную речь Марка Эфесского] // Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и флорентийская уния. – М.: Сирин, 1994
[Сочинения] // Норов А. Марка Ефесского и Георгия Схолария неизданные сочинения. – Париж, 1859.
Фрагменты сочинений // Василий Великий, свт. Геннадий Схоларий, патр. О вере и жизни христианской / Сост. А.Крамер. – СПб., 1993.