Бардесан(Вардесан, Бар–Дайшан, Бар Дайсан, Бархазан) Эдесский (154–222) [сир] – поэт и ученый (астроном и математик), богослов и философ. Родивишись в знатной семье, Б.Э. воспитывался вместе с будущим царем Абгаром VIII, придворным которого он позже стал. Христианином Б.Э. стал по воле царя – приняв христианство сам, царь пожелал, чтобы его приняли и его приближенные. После захвата г. Эдессы римлянами Б.Э. скрылся в Армении; сведения о жизни Б.Э. сохранились в труде армянского историка Моисея Хоренского. По этим данным, Б.Э., будучи последователем секты Валентина, впоследствии отделился и основал свою собственную секту; по словам Евсевия Кесарийского, новое учение Б.Э. не было полностью очищенным от скверны старой ереси. К этому времени относятся проповеди Б.Э., направленные против последователей Маркиона.
Б.Э. нередко называют «последним гностиком» – он развивал учение Валентина и офитов. В христологии Б.Э. чувствуется влияние идей докетизма Маркиона – он говорил об особой природе плоти Христа и отрицал телесное воскресение. Как ученый (в области астрологии и астрономии) и философствующий писатель (несмотря на явный еретический уклон в его трудах) Б.Э. оказал сильное влияние на современников и ученых последующих веков как в сирийской, так и в греческой литературе. Этму спосбствовал, вероятно, масштаб личности Б.Э. – Евсевий Кесарийский называет его человеком очень даровитый и сильным диалектиком.
Б.Э считается основателем сирийской гимнографической традиции (он создал 150 гимнов); впоследствии гимны Б.Э, использующиеся в церковном богослужении, были заменены гимнами Ефреме Сирина. Б.Э. некоторое время придерживался гностической ереси Валентина, проповедуя, вслед за своим учителем Армонием, учение о двух – высших и низших – началах, или душах, в каждом человеке. Позже Б.Э. отошел от этого еретического учения, но церковные писатели Сирийской церкви, и прежде всего св. Ефрем Сирин приложили немало трудов для искоренения этого яда лжеучения.
Произведения Б.Э. его учениками были переведены на греческий язык.
Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (Гл. III).
Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. IV, гл. 30).
Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 33). То же: // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.
Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. – СПб., 1851. (Кн. IV, гл. 26).
Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. IV, гл. 26).
Ефрем Сирин. 53 песнь против ересей // Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
Литература
Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001.
Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997.
Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.
Кошеленко Г.А. Бардесан // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. IV.
Вардесан (Материалы к «Церковно–богословскому словарю») // Богословские труды. – М., 1986. – Сб. 27.
Пигулевская Н.В. Бардесан — ученый, философ и поэт (154— 222 гг. н. э.) // Тезисы юбилейной научной конференции Восточного факультета. – Л., 1967.
Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. – М.: Наука, 1979.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Пер. с франц. – М.: Терра, 1991. С.239–243.
Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 1185 – 1196.