Арий (256–336) [греч] – известнейший ересиарх, александрийский пресвитер, создатель христологического учения, по которому второе лицо Троицы (Сын или Логос) не является единосущным и собезначальным первому лицу (Отцу). Последователи А. видели в Иисусе не Бога, но Творение, наделенное божественной силой. Однако внутренне Христос–Логос настолько уподобился воле Бога, что был принят Им в качестве Сына. Таким образом, Сын, хотя и посредник между Богом и миром, но все же лишь одно из творений Отца, как и весь мир. В IV веке арианство имело широкое распространение; на соборе 381 года окончательно потерпело поражение в борьбе с православием. Кроме богословских трудов еретического толка, под именем А. известен был также сборник гимнов.
Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1.
Руфин. Церковная история // Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода "Церковной истории" Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн. I(X), гл. 1,2,12,13).
Сократ Схоластик. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 5–9, 23–27, 36–39. Кн. II, гл. 10–12).
Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. II, гл. 3, 18, 23, 34, 29, 31. Кн. IV, гл. 3, 6, 15, 22, 24, 27. Кн.V, гл. 7, 11, 40).
Василий Великий. Против Савеллиана, Ария и Апомеев // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподокийской. – М.: Б.и., 1993. – Ч. IV. (Репринт 1846 г.).
Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв. // История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С.411–413.
Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. – М.: Паломник, 1993. С.109–113.
Андреев И.Д. Ариане // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.88–90.
Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т. IV. С.10–21.
Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. – М.: Мартис, 1999.
Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 84 – 96.
Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.
Владимир Шмалий, священник. Арианство // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. III.
Владимир Шмалий, священник. Арий, пресвитер // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. III.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С.271–279.
Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 95 – 98, 104 – 107, 112 – 119.Дюшен Л. История древней Церкви / Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. – Т. 2. – С. 84 – 106.
Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 12–46.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.112–113.
Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.88–90.
Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. – Гл. 1.Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.131–133.
Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.292–295.
Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.146–163.
Михайловский А.В. Арианство // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.Муравьев А.Н. Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.201–206.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Православие и христианские разделения / Под общей редакцией Иоанна Свиридова. – М.: Б.и., 1996. С.25–28.
Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско–богословской мысли. – М.: КомКнига, 2006. – С. 634 – 643.Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.
Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.212–219.
Спасский А.А. Начальня стадия арианских движение и первый Вселенский собор в Никее: Исследования по истории древней Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. (Серия "Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 7 – 20.Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.
Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. – Т. 1. С.291–292.Письмо Евсевию, епископу Никомидийскому // Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, 5).