Аполлинарий, епископ Лаодикийский, Аполлинарий Младший (310–391) [греч] – один из крупнейших богословов эпохи, первым поставивший христологический вопрос. Участник I Вселенского Собора, борец против арианской ереси. Родившийся в семье александрийского ритора и переселившийся в Сирию, он все–таки был ближе к Александрийской школе. Свт. Афанасий Великий был его личным другом. А.Л переписывался и с св. Василием Великим. Христологическое учение А.Л. выражается формулой: "Христос есть Логос в человеческой оболочке". Однако эта формула скрывает в себе возможность сделать выводы как несторианские, так и монофизитские. Получается, что божественная душа и человеческое тело во Христе, по существу, разделены, и это – несторианство. С другой стороны, отвергается человеческая природа разумно–волевой части души, и это – монофизитство. Оба эти выводы, которые могли бы быть сделаны из учения А.Л., были осуждены сначала на Римском Соборе 377 г. при папе Дамасе, а затем на II Вселенском Соборе 381 г. Однако на Востоке Аполлинарий продолжал пользоваться очень большим уважением. Под его влиянием находилась значительная часть Ново–Антиохийской и Эдесско–Низибийской школ. А.Л занимался и поэтическим творчеством. По образцу гомеровских поэм переложил в стихи сюжеты исторических книг Ветхого Завета, но эти его произведения не сохранились.
Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (ХII).
Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл.104).
Иероним. О знаменитых мужах // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. ( Гл.104).
Руфин. Церковная история // Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода "Церковной истории" Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн. II(XI), гл. 20).
Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. – СПб., 1851. (Кн. VI, гл. 25).
Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. V, гл. 3, 4, 9, 10, 38, 40).
Григорий Богослов. Послание к Каледонию против Аполлинария // Восточные отцы и учители Церкви IV века: В трех томах. – Б.м. и б.г. – Т. I.
Константинопольский (II Вселенский) собор – Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1.
Воспоминание Первого и Второго Вселенских соборов // Жития святых. – Т.10 – Месяц май.
Андреев И.Д. Аполлинарий Лаодикийский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Андрей, диакон. Философические и теологические опыты. – М.: Книга, 1991. С.125–133.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.108–110.
Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т. IV. С.144–148.
Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 283 – 294.
Владимир Шмалий, священник. Аполлинарианство // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. III.
Владимир Шмалий, священник. Аполлинарий (младший) Лаодикийский // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. III.
Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С.298–302. 594. – Т. 2, с 398–404.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Задворный В. Аполлинаризм // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.
Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.142–143.
Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.188–191.
Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи направлениями школ Александрийской и Антиохийской.– СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. С. 77 – 79. (Библиотека христианской мысли. Исследования).
Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.179–286.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Р.Селейдак. Аполлинарий Лаодикийский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.
Сергий Булгаков, протоирей. Агнец Божий. – М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2000. С.23–42.
Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: Эпоха, жизнь, творчество // Творения преподобного Максима Исповедника. М.: Мартис, 1993. – Кн. I. – С. 13 – 15.
Спасский А.А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни. С приложением отзыва профю В.В.Болотова. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2005. – 509 с.
Спиридонов Д. К полемике Диодора Тарсского с Аполлинарием Лаодикийским. – СПб., 1910.
Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.23–24.