Ансельм, архиепископ Кентерберийский
Профессиональные интересы: Богословие, Вспомогательные дисциплины

Краткая биографическая справка: Ансельм, Архиепископ Кентерберийский, или Ансельм д'Аоста, Ансельм из Пьемонта (1033–1109) [лат] – святой. Выдающийся теолог ("отец схоластики") и церковный деятель. Представитель ранней схоластики августиновского направления. "реалист", резко полемизировавший со сторонниками "номинализма". А.К. рассматривал веру как необходимую предпосылку рационального знания. В распоряжении человека имеются два источника знания – разум и вера. Вначале следует прочно утвердиться в вере, ибо вера для человека – это исходное данное. Понимаю не для того, чтобы веровать, но наоборот, верую, чтобы понять. (Credo ut intelligam). Понимание предполагает веру, и вера предшествует познанию. Но этот основной принцип А.К. выражает также стремление дать разумный отчет о вере и предполагает возможность доказательства  истинности веры рациональным способом. Утвердившийся в вере человек может и должен рационально осознать то, во что он верует. Понять свою веру – это значит приблизиться к видению  Бога. Отсюда необходимость осознанной, умной веры. Разум с помощью искусства диалектики должен прояснить истину, которая содержится в положениях веры. Таким образом,   рациональному доказательству доступны все истины откровения. По мнению ряда историков мысли, в этом рассуждении скрывается искушение для схоластического богословия – стать рациональным, переоценить "разумность" веры. Возможно, А.К. поддался этому искушению. Фактически вера А.К. в способность разума к истолкованию была безгранична. А.К. – автор онтологического доказательства существования Бога, выводящее бытие Бога из самого понятия Бога; оно основывается на анализе понятия Бога как чего–то такого, выше чего нельзя помыслить. Бог мыслится как совокупность всех совершенств – он вечен, всеведущ, всеблаг, бесконечен – поэтому должен обладать и предикатом существования, иначе все совершенства окажутся мнимыми. Всесовершеннейщая сущность понятия Бога необходимо включает его бытийственность. 
Библиография работ о персоне:

Житие святого Ансельма, составленное Эдмером, монахом кентерберийским / Пер.  С.С.Аверинцев // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972. 

Аверинцев С.С. Ансельм Кентерберийский // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972. 

Ансельм  Кентерберийский // Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).

Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. С.176–177.

Басос А.Л. «Единственный аргумент» Ансельма Кентерберийского // Благо и истина: универсальное и сингулярное. – М., 2002.

Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.156–158, 191–194.

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь–справочник. – М.: Логос, 1998. 

Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.91–93.

Виндельбанд В. История философии / Пер. с  нем. – Киев: Ника–Центр, 1997. –  Ч. III. – Гл. 1.

Гайденко В.П. Ансельм  Кентерберийский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. 

Гайденко В.П. Предисловие к трактату Ансельма Кентерберийского «О согласии Божественного предзнания, предопределения и благодати со свободным выбором» // Историко–философский ежегодник’96. – М.: Наука, 1997.

Гайденко П.П. Трактаты Ансельма Кентерберийского "Об истине" и "О свободе выбора" // Историко–философский ежегодник'95. – М.: Наука, 1995.

Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. – М.: Наука, 1989. С.157–173.

Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.411–416.

Гарнцев М.А. От Бонавентуры к Дунсу Скоту: К характеристике августианства во второй половине XIII – начала XIV в. // Средние века. –  М., Вып. 51. С.219–222.

Гаспаров М.Л. Латинская литература между империей и папством // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972.  С.35–36.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – Кн. 3 // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. – М.; Л., 1935. С.127–133.

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. С.246–248.

Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.38–42.

Дорофеев Д.Ю. Ансельм Кентерберийский // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.

Жильсон Э. Избранное: Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999.   846. 847. С.15–17.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Ивановский В. Мистика и схоластика XI–XII веков: (Ансельм Кентерберийский, Абеляр и Бернард Клервосский) // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. Раннее средневековье. – М., 1940.  – Вып. II.

Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. С.166–168.

История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. С.360–362.

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер. с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.  

Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976. 

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   

Культура и культурология: Словарь / Редактор–составитель А.И. Кравченко.   – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проспект, 2003. 

Купреева И.В. Ансельм Кентерберийский. Биографический очерк // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М.: Канон, 1995.

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.373–374.

Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.52–53, 139–141. 

Мак–Грил Я. Ансельм  Кентерберийский // Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997.

Миртов Д.П. Схоластика //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

Можейко М.А. Схоластика // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.

Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.242–246.

Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.

Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.164–165.

Ортега–и–Гассет Х. Вокруг Галилея (схема кризисов) // Ортега–и–Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997. С.362–364.

Павленко А.Н. К пониманию истины у Ансельма: Историческое предварение // Время, истина, субстанция: От античной рациональности к средневековой. – М., 1991.

Петров М.К. Историко–философские исследования. – М.:   РОССПЭН, 1996. С.259–270.

Радлов Э.Л. Ансельм  Кентерберийский //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

Реферовская Е.А. "Спор" реалистов и номиналистов // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.251–256. 

Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. / Пер. с англ. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. (Гл. 5).

Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско–католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998. С.130–134.

Рубин А. Ансельм  Кентерберийский // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. 

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. 

Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.137–145.

Суини М. Лекции по средневековой философии. – Вып. 1: Средневековая христианская философия Запада. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2001. С.64–77.

Тоттом М. История Церкви. – М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995. С.20–22.

Усманова А.Р. Ансельм  Кентерберийский // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.

Усманова А.Р. Ансельм  Кентерберийский // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.

Усманова А.Р. Ансельм Кентерберийский // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.

Фаминский К.Н. Кентербери //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.

Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.

Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.

Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002.

Фокин А.Р. Ансельм  Кентерберийский // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. II. 

Шестов Л. Сочинения: В двух томах. – М.: Наука, 1993. – Т. 1,  с.513–606.

Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.113–131. 

Библиография работ автора:

О согласии Божественного предзнания, предопределения и благодати со свободным выбором / Пер. и прим.: В.П. Гайденко // Историко–философский ежегодник'96. – М.: Ин–т философии РАН, 1997.

Об истине. О свободе выбора // Историко–философский ежегодник'95. – М.: Ин–т философии РАН, 1996.

Об истине / Пер.  и прим.:  И.Купреева // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.

О свободном выборе / Пер.  и прим.:  С.С.Аверинцев // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1. 

Прослогион / Пер.  и прим.:   С.С.Аверинцев // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1. 

Почему Бог стал человеком = (Cur Deus homo) // Искупление: Материалы международного симпозиума христианских философов. – СПб., 1999.

Размышление об искуплении рода человеческого. – М., 1783.

Сочинения / Перевод, послесловие и комментарии:  И.В.Купреева. – М.: Канон, 1995.

Фрагменты сочинений // Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).

Книга размышлений и молитвословий: [Фрагменты];  Прослогион: [Фрагменты] / Пер.  с лат.: С.С.Аверинцев // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972. 

Другие публикации на портале:

Еще 9