Александр Гэльский
Профессиональные интересы: История Церкви, Богословие

Краткая биографическая справка:

Александр Гэльский (1185-1245) [лат] – монах-францисканец, основатель францисканской школы в Парижском университете, выдающийся авторитет в схоластической философии. Систематически его взгляды выражены в приписываемом А.Г. обширном сочинении "Сумма теологии", которое, хотя и не принадлежит ему непосредственно, составлено его учениками и последователями. В составлении "Суммы" участвовал Бонавентура. А.Г. сформулировал ряд вопросов, связанных с доказательством бытия Бога. В центре их – понимание Бога как самодовлеющего бытия. А.Г. опирался прежде всего на Ансельма Кентерберийского, но приводил аргументы, почерпнутые у Аристотеля, например необходимость неподвижного перводвигателя для обоснования движения. А.Г. впервые применил форму богословского изложения, которая стала образцом для средневековой схоластики. Изложение имеет следующую последовательность: 1) постановка вопроса; 2) возражения против предполагаемого ответа; 3) авторитетные суждения в пользу того утверждения, которое является ответом автора на поставленный вопрос; 4) доказательство этого утверждения; 5) опровержение возражений. 

Библиография работ о персоне:

Литература     

Бибихин В.В. Александр Гэльский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000-2001. - Т. I. 

Воскобойников О.С. Александр Гэльский // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000 - 2006. - Т. I.  

Гарнцев М.А. От Бонавентуры к Дунсу Скоту: К характеристике августианства во второй половине XIII – начала XIV в. // Средние века. –  М., Вып. 51.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – Кн. 3 // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. – М.; Л., 1935. С.137-139.

Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.69-71.

Еврейская энциклопедия. М., 1996. (Репринт).

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  (См. указатель).

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6-ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995.

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  (См. указатель).

Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер. с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.  (См. указатель).

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.  (См. указатель).  Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  (См. указатель).

Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.

Рубин А. Александр из Гэльса // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.  – Т. 1.

Тоттом М. История Церкви. – М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995. С.99-100.

Шишков А.М. Александр Гэльский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - Т. 1. 

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.270-275.

Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.175-176.

Другие публикации на портале:

Еще 9