Однако кардинал оговорился, что не имеет в данном случае в виду таких изменений, которые бы касались «существенных элементов Церкви, элементов освящения и истины. Христос наделил Церковь всей полнотой того и другого. Однако можно говорить об обогащении в способах выражения этих существенных элементов, благодаря чему мы начинаем лучше понимать, какими неистощимыми богатствами Иисус Христос на самом деле одарил Свою Церковь».
«Новостью экуменического движения, — продолжил свою мысль кардинал Левада, — является тот факт, что неизменные истины и элементы святости, от века сущие в Католической Церкви, раскрываются в новом ракурсе, получают иное освящение: в той форме, как их переживают и культивируют другие общины верующих. И все эти общины Христос призывает объединиться в одной совершенной общине, в которой бы одна вера, одно церковное право, один культ, одна благодать переживались и осуществлялись бы по-разному, но составляя притом гармоничное целое». Если мы убеждены, что то или иное принимаемое нами утверждение абсолютно правдиво, — добавил глава Конгрегации вероучения, — мы всё же можем всё глубже и полнее познавать его смысл, благодаря участию других общин верующих, которые размышляют о той же тайне.
Стремясь донести до слушателей свое понимание экуменизма, кардинал Левада прибег к аналогии оркестра. «Видимое объединение различных христианских общин с Католической Церковью можно уподобить слаженной работе оркестра, — сказал он. – В оркестре некоторые инструменты могут исполнять все ноты, как, скажем, фортепьяно. На фортепьяно можно взять все без исключения ноты, которые исполняют скрипка, арфа, флейта или труба… Однако же когда эти инструменты исполняют те же ноты, что и фортепьяно, впечатление от этого совершенно иное, несравненно более богатое. В результате мы имеем полноту, симфонию. Таким же образом и целью экуменического движения является переход от современной какофонии к симфонии, к исполнению тех же самых нот Богооткровенной истины, тех же самых аккордов освящения, того же ритма христианской нравственности и благодати, но во всей полноте и красоте исполнения, так, чтобы весь мир наполнился пробуждающим восхищение благозвучием Слова Божия».
«Все прочие инструменты в оркестре настраиваются по фортепьяно, — продолжил он, — они не смогут составить слаженного оркестра без фортепьяно. И это есть воля Божия, чтобы мир, которому адресовано Его слово, услышал одно прекрасное музыкальное произведение, в чье исполнение внесут свой вклад многие и очень разные инструменты». Далее кардинал Левада привел конкретные примеры специфического вклада различных Церквей: Православной, Протестантских, Англиканской…
«Христос желает именно видимого единства христиан, — подвел он итог, — а не какого-то неуловимого, недостижимого… А мы порой не сознаем до конца ценности сокровищ, которыми обладаем, а потому нуждаемся в духовной проницательности наших братьев, чтобы должным образом понять их значение».