Вышел в свет первый номер журнала «Христианское чтение» за 2010 год
События

У журнала увеличился формат (размер страницы стал 23,5 x 16,5 см вместо прежних 20,5 x 14 см) и возросло количество опубликованных материалов (7 статей вместо 5). Также изменился дизайн обложки. Начиная с этого номера в журнале введена практика публикации статей студентов выпускного курса академии. Открывает череду материал незаурядного студента III курса богословского отделения академии — доктора экономических наук, профессора Белорусского государственного экономического университета диакона Константина Голубева на тему «Вопросы развития общественно-экономических отношений в социально-философских энцикликах с конца XIX века и до наших дней».

Далее приводится содержание нового номера с аннотациями статей. Электронная версия номера будет доступна по мере выхода следующих номеров журнала.

История Русской Церкви
М.В. Шкаровский. Александро-Невская Лавра в год революционных потрясений (1917–1918)
К моменту Февральской революции Александро-Невская Лавра находилась на вершине своего двухвекового развития. В статье описаны события начинающихся гонений на Церковь в период с 1917 по 1918 год, затронувшие жизнь Лавры и ее насельников.

История западных исповеданий
Архимандрит Августин (Никитин). Изучение личности и творчества Бернарда Клервоского (1091–1153) в русской науке
Начиная с середины XIX в. русские религиозно-философские и церковно-исторические исследователи неоднократно обращались к наследию Бернарда Клервоского, выдающегося проповедника и богослова Римо-Католической Церкви. В советский период изучение его трудов и философско-богословских идей сопровождалось стандартными для религиозных мыслителей штампами советской идеологии, хотя при этом была проделана крупная работа по переводу текстов св. Бернара. С крушением СССР аббат из Клерво был «реабилитирован». Статья посвящена оценке трудов и деятельности св. Бернарда в русской религиозно-богословской мысли.

Русская религиозная философия
Протоиерей Георгий Митрофанов. Анализ евразийства в трудах русских философов «Серебряного века»
Статья посвящена анализу особенностей евразийской идеологии, благодаря которым часть русских эмигрантов, ставших членами евразийского движения, признала легитимность коммунистической власти в России. Приведены яркие характеристики евразийства, принадлежащие одному из выдающихся критиков этого движения — прот. Г. Флоровскому. Показаны причины, по которым идеология евразийства оказалась вновь востребованной некоторыми кругами современного российского общества.

Византология
Священник Игорь Иванов. Русская византология в Европе и труды академика Г.А. Острогорского
В статье описывается деятельность Г.А. Острогорского (1902–1976) в контексте развития византийских исследований в Европе в XX в., в частности — в связи с Seminarium Kondakovianum, преобразованным позже в Археологический институт им. Н.П. Кондакова. Приводится подробная библиография трудов ученого.
Г.А. Острогорский. История византийских исследований
В статье рассматриваются основные этапы развития византиноведения как науки с момента ее зарождения в XVI в. до 1-ой четверти XX в. Показаны причины негативного отношения к византийской истории со стороны деятелей эпохи Просвещения. Проанализирован вклад в развитие науки русских дореволюционных ученых.

Каноническое право
А.Ю. Митрофанов. Рецепция итало-византийского церковного права сквозь призму латинских канонических собраний IV–V вв.
На основе материала латинских канонических собраний в статье анализируется значение, которое имели нормы церковного публичного права ранневизантийской эпохи IV–V вв. в процессе становления римской кафедры в качестве канонического лидера Западной церкви.

История религий
И.В. Базиленко. Особенности эволюции религиозно-философской доктрины шиизма в историко-культурном пространстве мусульманского Востока
В статье приведены примеры шиитской государственности в истории ислама, описан шиизм как государственная религия Сафавидов и концепция шиизма как государственной верховной власти. Рассмотрена религиозная ситуация в период политико-экономического кризиса начала XVIII в. в Иране; проанализировано противостояние различных школ в иранском шиизме в XVIII–XIX вв. Описаны последствия бабидских восстаний в Иране и победа школы «усули».

Социальная философия
Диакон Константин Голубев. Вопросы развития общественно-экономических отношений в социально-философских энцикликах с конца XIX века и до наших дней
После энциклики Rerum Novarum (1891 г.) все больший авторитет стала приобретать точка зрения, что распространение социальной доктрины входит в христианскую весть, ибо она показывает последствия этой вести в жизни общества и объединяет повседневный труд и борьбу за справедливость со свидетельством о Христе Спасителе. Согласно энцикликам, конкретную социальную модель призваны создать люди, находящиеся в определенной исторической ситуации, тогда как Церковь на основании миссии по утверждению истины, гуманности и человеческого достоинства предлагает социальное учение в качестве необходимого для этого ориентира.

Сайт СПбДА


Другие публикации на портале:

Еще 9