Далее приводится содержание нового номера с аннотациями статей. Электронная версия номера будет доступна по мере выхода следующих номеров журнала.
История Русской Церкви
М.В. Шкаровский. Александро-Невская Лавра в год революционных
потрясений (1917–1918)
К моменту Февральской революции Александро-Невская Лавра
находилась на вершине своего двухвекового развития. В статье описаны
события начинающихся гонений на Церковь в период с 1917 по 1918 год,
затронувшие жизнь Лавры и ее насельников.
История западных исповеданий
Архимандрит Августин (Никитин). Изучение личности и творчества
Бернарда Клервоского (1091–1153) в русской науке
Начиная с середины XIX в. русские религиозно-философские
и церковно-исторические исследователи неоднократно обращались к
наследию Бернарда Клервоского, выдающегося проповедника и богослова
Римо-Католической Церкви. В советский период изучение его трудов и
философско-богословских идей сопровождалось стандартными для религиозных
мыслителей штампами советской идеологии, хотя при этом была проделана
крупная работа по переводу текстов св. Бернара. С крушением СССР аббат
из Клерво был «реабилитирован». Статья посвящена оценке трудов и
деятельности св. Бернарда в русской религиозно-богословской мысли.
Русская религиозная философия
Протоиерей Георгий Митрофанов. Анализ евразийства в трудах
русских философов «Серебряного века»
Статья посвящена анализу особенностей евразийской
идеологии, благодаря которым часть русских эмигрантов, ставших членами
евразийского движения, признала легитимность коммунистической власти в
России. Приведены яркие характеристики евразийства, принадлежащие одному
из выдающихся критиков этого движения — прот. Г. Флоровскому. Показаны
причины, по которым идеология евразийства оказалась вновь востребованной
некоторыми кругами современного российского общества.
Византология
Священник Игорь Иванов. Русская византология в Европе и труды
академика Г.А. Острогорского
В статье описывается деятельность Г.А. Острогорского
(1902–1976) в контексте развития византийских исследований в Европе в XX
в., в частности — в связи с Seminarium Kondakovianum, преобразованным
позже в Археологический институт им. Н.П. Кондакова. Приводится
подробная библиография трудов ученого.
Г.А. Острогорский. История византийских исследований
В статье рассматриваются основные этапы развития
византиноведения как науки с момента ее зарождения в XVI в. до 1-ой
четверти XX в. Показаны причины негативного отношения к византийской
истории со стороны деятелей эпохи Просвещения. Проанализирован вклад в
развитие науки русских дореволюционных ученых.
Каноническое право
А.Ю. Митрофанов. Рецепция итало-византийского церковного права
сквозь призму латинских канонических собраний IV–V вв.
На основе материала латинских канонических собраний в
статье анализируется значение, которое имели нормы церковного публичного
права ранневизантийской эпохи IV–V вв. в процессе становления римской
кафедры в качестве канонического лидера Западной церкви.
История религий
И.В. Базиленко. Особенности эволюции религиозно-философской
доктрины шиизма в историко-культурном пространстве мусульманского
Востока
В статье приведены примеры шиитской государственности в
истории ислама, описан шиизм как государственная религия Сафавидов и
концепция шиизма как государственной верховной власти. Рассмотрена
религиозная ситуация в период политико-экономического кризиса начала
XVIII в. в Иране; проанализировано противостояние различных школ в
иранском шиизме в XVIII–XIX вв. Описаны последствия бабидских восстаний в
Иране и победа школы «усули».
Социальная философия
Диакон Константин Голубев. Вопросы развития
общественно-экономических отношений в социально-философских энцикликах с
конца XIX века и до наших дней
После энциклики Rerum Novarum (1891 г.) все больший
авторитет стала приобретать точка зрения, что распространение социальной
доктрины входит в христианскую весть, ибо она показывает последствия
этой вести в жизни общества и объединяет повседневный труд и борьбу за
справедливость со свидетельством о Христе Спасителе. Согласно
энцикликам, конкретную социальную модель призваны создать люди,
находящиеся в определенной исторической ситуации, тогда как Церковь на
основании миссии по утверждению истины, гуманности и человеческого
достоинства предлагает социальное учение в качестве необходимого для
этого ориентира.