«Мы люди православной культуры, это заложено в нас генетически. Это наша
общая история, и нам надо стремиться к единству, а не к розни», —
сказала она в эфире Первого канала.
И.Лебедева посетовала на то, что к работе над законопроектом о передаче
религиозным организациям имущества религиозного назначения не привлекают
музейных работников, в то время как это, по ее мнению, позволило бы
снять часть вопросов.
«Музейщики выступают против этого закона не потому, что хотят попрятать
церковные ценности в запасники. Но принятие закона без участия
специалистов может привести к тому, что мы неожиданно для себя довершим
то, что начали большевики», — заявила И.Лебедева.
В свою очередь глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и
общества протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул, что в обсуждении
законопроекта принимали участие представители Минкульта и
Росохранкультуры. Кроме того, по его словам, законопроект пока — «рабочий материал, который меняется два раза в неделю», а активное
обсуждение будет целесообразным, когда документ будет «хотя бы внесен в
правительство».
Отец Всеволод отметил, что в нынешнем варианте это закон «вообще не
говорит о предметах музейного фонда. Там делается исключение для
музейных, архивных и библиотечных фондов, то есть икону из музея
передать в собственность Церкви нельзя».
Священник добавил, что 90% памятников культуры, подлежащих передаче, это
храмы, которые уже отданы Церкви в пользование.
«Мы не выступаем против передачи Церкви имущества религиозного
назначения, эта передача давно назрела и закон тоже, — заявил со своей
стороны директор Научного центра восточнохристианской культуры Алексей
Лидов. — Но нельзя забывать о проблеме их сохранения, а практика
показывает, что нет ни одно памятника из переданных Церкви в последнее
время, состояние которого не вызывало бы беспокойство».
Другой участник дискуссии, профессор МГИМО, телеведущий Юрий Вяземский
указал на то, что «монастыри строились для Церкви, и иконы писались для
Церкви, это не живопись, а культовые предметы».
«Конечно, надо низко поклониться музейщикам, которые спасли иконы и
монастыри, приютили их, но это приемные родители, а сейчас появилась
родная мама», — добавил он.
В свою очередь президент Российского фонда культуры Никита Михалков
подчеркнул, что «икона должна быть в храме, икона должна "работать"». «Андрей Рублев, когда писал "Троицу", знал, где ей находиться, он писал
конкретно, адресно. И нам надо уважать тех, кто постом и молитвой
вымаливал возможность написать икону, для кого это право было величайшим
даром Божьим», — добавил Н.Михалков.