Теология образования в христианской парадигме / под общей редакцией проф. Д. В. Шмонина; Санкт-Петербургская духовная академия, кафедра богословия; Научно-образовательная теологическая ассоциация. СПб.: Изд-во СПбДА, 2023. 480 с. (Теология: история и современность).
Издательская аннотация:
На страницах монографии, написанной профессорами и преподавателями ведущих российских духовных школ и университетов, оживает исторический опыт христианской образовательной парадигмы, ставшей идейной и организационной основой мировой системы образования. Книга раскрывает содержание и смысл теологии образования как важного направления православной богословско-педагогической мысли. Образование, воспитание, педагогика немыслимы без абсолютных ценностей, и эти ценности не могут существовать «сами по себе», вне религиозного мировоззрения, вне веры, вне традиции. Христианская идея способна «перезагрузить», наполнить «вечными» смыслами провозглашаемые в качестве основополагающих принципы современного образования, его новой парадигмы, рождающейся как ответ на большие вызовы. Монография будет полезна как учащим, так и учащимся духовных учебных заведений, теологических факультетов университетов, педагогических и других вузов, а также всем интересующимся проблемами истории, философии и, особенно, теологии образования, в том числе в богословско-антропологическом контексте. Книга рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.
Краткое содержание издания
Предисловие
Глава 1. Античные корни христианской образовательной парадигмы (Р. В. Светлов).
Глава 2. Образование в Древнем Израиле (протоиерей Димитрий Юревич).
Глава 3. Рождение теологии образования в греческой патристике (священник Михаил Легеев, священник Максим Никулин, П. К. Иванов).
Глава 4. «О христианском учении». Начала теологии образования у блаж. Августина (Д. В. Шмонин).
Глава 5. Византийская образованность и теология (священник Игорь Иванов).
Глава 6. Образование в Древней Руси (протоиерей Константин Костромин).
Глава 7. Духовное образование в Киевской митрополии XVI–XVII вв.: становление и развитие (Д. А. Карпук).
Глава 8. Богословское образование в XVIII — начале XX вв. Духовные школы и университеты (Д. А. Карпук).
Глава 9. Проблемы образования и воспитания в русской богословско-философской мысли XIX в. (И. Б. Гаврилов, священник Димитрий Лушников, иеромонах Афанасий (Микрюков), П. К. Иванов).
Глава 10. Начала современной православной теологии образования: протопресвитер Василий Зеньковский (Д. В. Шмонин, П. К. Иванов).
Глава 11. Современная православная теология образования: ориентиры и векторы развития (епископ Кирилл (Зинковский), игумен Мефодий (Зинковский), Д. В. Шмонин).
Глава 12. Христианское понимание личности и основы современной теологии образования (игумен Мефодий (Зинковский).
Глава 13. Педагогика и творчество. К идеалу развития личности (игумен Мефодий (Зинковский).
Глава 14. Художественная культура в христианской образовательной парадигме (М. Н. Цветаева).
Подробное содержание, а также фрагмент книги доступны на сайте Издательства СПбДА.
Источник: Санкт-Петербургская духовная академия