«Несостоявшаяся переписка Фёдора Карпова и Максима Грека» и другие доклады конференции в Санкт-Петербургской академии
События

5 июня в Санкт-Петербургской духовной академии начала работу двухдневная всероссийская конференция (с международным участием) «Древнерусское монашество в источниках и историографии (история, агиография, археология, философия, право, быт и нравы)». Организаторы посвятили мероприятие памяти родоначальника русского монашества — преподобного Антония Киево-Печерского.

Цель конференции — обсудить вопросы истории, культуры и быта древнерусского монашества, осветив с разных сторон этапы его развития.

Пленарное заседание открыл доклад Константина Александровича Аверьянова, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН. Тема доклада: «Духовное наследие Сергия Радонежского: ученики, собеседники и последователи преподобного». Докладчик провёл слушателей по этапам появления и распространения информации об учениках преподобного, от ближайших последователей игумена Сергия до тех, кто сохранял в монашеской жизни дух Сергиева монастыря, хотя жил значительно позже. 

Следующим стал доклад Романа Юлиановича Почекаева, доктора исторических наук, кандидата юридических наук, профессора, заведующего кафедрой теории и истории права и государства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге. Тема доклада: «Золотоордынские правовые реалии в летописных сообщениях о поездках русских митрополитов в Орду в конце XIII–XIV веков». Докладчик представил анализ русских летописей о поездках русских митрополитов в Золотую Орду как источник сведений о правовых реалиях тех времён. Автор провёл анализ содержания сообщений, соотнося их со сведениями других источников о соответствующих сферах правоотношений или правовых институтах золотоордынского права.

Дмитрий Михайлович Буланин, доктор филологических наук, представил доклад «Несостоявшаяся переписка Фёдора Карпова и Максима Грека». «Послание Максиму Греку о Левиафане» относится к числу немногих сохранившихся произведений Фёдора Карпова, блестящего московского писателя и эрудита XVI в. В одной из ветвей рукописной традиции послание переписывалось в сопровождении отрывка «О Левиафане», которое и древнерусскими писцами, и современными учёными до недавнего времени воспринималось как ответ Максима Грека своему корреспонденту. Как сумел показать автор доклада, это мнение ошибочно. Отрывок «О Левиафане» буквально воспроизводит фрагмент из древнерусского перевода «Троянской истории» Гвидо де Колумна, который датируют концом XV в. Опознание источника текста позволяет по-новому оценить целую серию древнерусских памятников письменности, оригинальных и переводных; автор также рассказал о некоторых дальнейших перспективах исследования.

Следующий доклад — Анны Феликсовны Литвиной, кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника, доцента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», и Фёдора Борисовича Успенского, доктора филологических наук, член-корреспондента РАН, директора Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, был посвящён теме: «Свержение царя Василия Шуйского в свете новых данных». Доклад был представлен дистанционно. 

Завершало пленарное заседание выступление Сергея Олеговича Шаляпина, кандидата исторических наук, доцента, и. о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Тема доклада: «Московские службы северных монастырей XVII в. в решении судебных дел и дел о монастырской ссылке». Крупнейшие монастыри Севера (Соловецкий, Кирилло-Белозерский и некоторые другие) имели в конце XVI — нач. XVIII вв. собственные постоянные службы в столице. Традиционно в историографии исследуется их роль в организации хозяйственной деятельности крупных обителей, поддержание ими постоянных связей с монастырскими вкладчиками, благодетелями из числа столичной знати. В центре внимания доклада оказалась группа документов, практически не попадавших в поле внимания исследователей: переписка столичных служб со своими монастырями по вопросам приёма из столичных ведомств и доставки в монастыри ссыльных, а также по вопросам ведения в патриарших и царских приказах следствия и судебных дел, связанных с обвинениями отдельных насельников обителей в тех или иных правонарушениях, рассмотрением доносов на монастырские власти. 

Все доклады пленарного заседания можно послушать в записи на сайте Санкт-Петербургской академии.

После пленарного заседания конференция продолжилась обсуждением вопросов, связанных с монастырями и монашеством в Древней Руси, на 10 дискуссионных площадках: «Древнерусская книжность и право»; «Древнерусская книжность и агиография»; «Проблемы древнерусской литургики и гимнографии»; «Древнерусские архиереи»; «На перекрёстке культур и традиций»; «Проблемы истории Древней Руси»; «Идейные течения в истории монашества»; «История монастырей в Древней Руси»; «Монастырская жизнь конца XVI–XVII веков»; «Быт, искусство и хозяйство древнерусского монастыря».



Источник: Санкт-Петербургская духовная академия


Другие публикации на портале:

Еще 9