Продолжая отмечать юбилейные даты 2022 года, «Византийский кабинет» СПбДА 16 января 2023 г. онлайн провёл круглый стол под названием «Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992) и его концепция византийской культуры».
Организаторами мероприятия выступили доцент кафедры богословия Игорь Борисович Гаврилов и заведующий кафедрой иностранных языков, доцент священник Игорь Иванов.
В ходе круглого стола обсуждались следующие темы:
- протопресвитер Иоанн Мейендорф как историк православной культуры,
- византийская культура в эмигрантской науке,
- византийская культура в американских исследованиях,
- зарубежное православие и византинизм.
Во встрече участвовали:
– Александр Аркадьевич Корольков, доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, академик Российской академии образования;
– Дмитрий Игоревич Макаров, доктор философских наук, доцент (ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского», профессор, заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин);
– священник Алексий Павлович Ноговицын, клирик храма Покрова Божией Матери в Южно-Приморском парке (СПб).
В начале заседания священник Игорь Иванов сделал презентацию на тему «Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992) и его концепция византийской культуры». Отец Игорь кратко рассказал о жизни и деятельности о. И. Мейендорфа и на основании его энциклопедической статьи «Византия» отметил «элитарный» характер византийской культуры и выделил следующие особенности восприятия о. Иоанном византийской культуры в целом и византийской литературной традиции в частности:
- Византийская культура была одновременно и греческой, и христианской, вследствие чего на протяжении всей своей долгой истории в ней проявлялась устойчивая дихотомия, которая нашла отражение, помимо прочего, в своеобразии византийского литературного наследия.
- Византийская литература в культурном отношении являлась консервативной и самодостаточной. Литературные вкусы устанавливались в основном интеллектуалами из императорского окружения.
- В своей классической «гуманистической» форме византийская литература была практически невосприимчива к внешним влияниям и достижениям более молодых культур соседних народов.
- Как религиозная, так и светская византийская литература выражала чувства и интересы элитарного круга гуманистов столицы и некоторых второстепенных центров.
- Тем не менее между высокохудожественной литературой гуманистов и немногими сохранившимися образцами народного искусства находилось множество богословских, агиографических или литургических текстов, которые в основном происходили из монашеской среды.
- Поэтому в широких рамках этой литературной традиции можно найти значительное многообразие стилей.
Завершая свой доклад, отец Игорь сказал, что православная церковная культура является прямой наследницей византийской культуры, поэтому её освоение связано с некоторыми трудностями восприятия, однако в силу разнообразия выражения религиозных смыслов, они в определённой мере доступны верующим людям сообразно их устроению.
Затем слово взял Игорь Борисович Гаврилов, отметив в своём выступлении, что протопресвитер Иоанн Мейендорф вошёл в мировую византинистику прежде всего как исследователь византийского исихазма, автор диссертации «Жизнь и труды свт. Григория Паламы. Введение в изучение» (1958). Решающее влияние на этот выбор о. Иоанна оказал один из его учителей в парижском Свято-Сергиевском богословском институте прот. Г. Флоровский. Не случайно в конце жизни он признавался: «Я являюсь абсолютно и почти безоговорочно учеником о. Георгия Флоровского». И. Б. Гаврилов сказал и о влиянии других парижских учителей о. Иоанна, в частности архим. Киприана (Керна), автора диссертации «Антропология святого Григория Паламы» (1945). Как отметил докладчик, о. Иоанн в жизни шёл путём золотой середины, избегал политических выступлений, оставался прежде всего учёным, историком, а не идеологом и публицистом.
По словам Игоря Борисовича, для него о. Иоанн — это в первую очередь церковный учёный-византинист, один из «открывателей» православной Византии, её духовно-аскетической и литургической культуры современному российскому обществу. Он выразил надежду, что научное наследие о. Иоанна Мейендорфа, как и наследие других представителей церковно-богословской науки Русского зарубежья, будет и далее возвращаться на родину и изучаться, а журнал «Русско-Византийский вестник» сможет внести свой вклад в этот важный процесс.
Следующим выступил Александр Аркадьевич Корольков, который отметил, что работы о. И. Мейендорфа повлияли и на восприятие русской философии, поскольку в 1990-е гг. через знакомство с русской эмигрантской мыслью произошло сближение истории русской философии и истории богословия.
Александр Аркадьевич также подчеркнул, что, в частности, благодаря трудам о. Иоанна Мейендорфа и о. Киприана (Керна) изменилось и отношение к антропологии в нашей стране: биологическая антропология сменилась философской антропологией. Александр Аркадьевич рассказал также об упоминании о. И. Мейендорфа в летописи Свято-Сергиевского богословского института, с которой Александр Аркадьевич познакомился во время посещения этого православного учреждения.
В свою очередь Дмитрий Игоревич Макаров в своём выступлении обратил внимание на многогранность научных и богословских дарований прот. Иоанна Мейендорфа — патролога, византолога, палеографа и издателя текстов, историка Церкви.
Научная часть его сообщения касалась разбора воззрений прот. Иоанна на христианский экзистенциализм св. Григория Паламы (энергия Божия, согласно св. Григорию, несёт в себе существование Живого Бога, приобщая нас к Нему) и на будто бы имевшую место близость философских воззрений Михаила Пселла и Феодора Метохита: последнее предположение заслуживает критического к себе отношения.
Источник: Spbda.ru