29 ноября 2022 года на кафедре богословия Московской духовной академии состоялась III Международная научно-богословская конференция «Православное богословие: традиция и современность», приуроченная к 140-летию со дня рождения священника Павла Флоренского (1882) и 30-летию со дня смерти протопресвитера Иоанна Мейендорфа (1992). Конференция проходила в очно-дистанционном формате.
Первая секция, посвящённая о. Павлу Флоренскому, открылась вступительным словом внука о. Павла, доктора геолого-минералогических наук, профессора П.В. Флоренского.
Далее выступил протоиерей Александр Задорнов, доцент Московской духовной академии, кандидат богословия, с докладом «Освящение реальности» в таинствах и обрядах (свящ. П. Флоренский и А.Ф. Лосев)». По мнению докладчика, осуждение о. Павла Флоренского Н.К. Гаврюшиным за оккультизм — это наследие воспоминания С. И. Фуделя о том, что московские оккультисты часто приходили на лекции о. Павла. По мнению иг. Андроника Трубачёва, творчество Флоренского находится на грани богословия и религиозной философии. О. Павел критикует оккультизм, его сочинения церковны и апологетичны. А.Ф. Лосев был учеником Флоренского и смог преодолеть те моменты, за которые критиковали о. Павла.
Олег Германович Ульянов, доктор исторических наук, профессор, академик РАХ и РАЕ, ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва», представил доклад «Постигая ноуменальный мир: истоки тринитарного богословия о. Павла Флоренского (посвящается С.С. Хоружему)». Автор говорит, что, по мнению Андроника Трубачёва, труды Флоренского — это материал для богословия, но не само богословие. Есть несколько этапов в развитии взглядов о. Павла, и эти этапы отражались в его сочинениях. Он настойчиво стремился включить ноуменальный мир в феноменальный (физический космос).
«Богословское измерение естественных наук в миросозерцании отца Павла Флоренского» — тема доклада Р.М. Руповой, доцента Московской духовной академии, профессора, доктора философских наук. Автор замечает, что Флоренскому было свойственно целостное восприятие мира и поиск прафеноменов всего как Эдема. Как и Эдем, физический космос для него замкнут. Поэтому о. Павел органически не приемлет идеи эволюции и развития. Он всегда придавал большое значение родству и генеалогиям. Флоренский считал, что постижение реальности — это нечто среднее между романтическим чувствованием и научным исследованием. В творчестве о. Павла также важен вопрос антиномий. Истина для него — это антиномия, что не вполне соотносится с христианской догматикой.
Следующий доклад на тему «Духовник Павла Флоренского епископ Антоний Флоренсов: черты преемства» представил иерей Николай Солодов, преподаватель Московской духовной академии, кандидат физико-математических наук. О. Николай рассказал о юности Флоренского и его отношениях с епископом Антонием Флоренсовым, который был его духовником и очень дальним родственником. Для современников епископ Антоний был духовным наследником Феофана Затворника и Тихона Задонского, а для Флоренского стал действительно близким человеком.
Иерей Стефан Домусчи, доцент Московской духовной академии, кандидат богословия, кандидат философских наук выступил с докладом «Концепция совести в дореволюционных произведениях священника Павла Флоренского. Автор говорит о статье о. Павла «О суеверии и чуде» в журнале «Новый путь» за 1902 г. В статье Флоренский пишет о нравственном характере поступков, соотношении категорий добра и зла, о том, что можно сознательно делать зло, но невозможно при этом считать его добром. По его мнению, суждение по совести равнозначно суждению без связи с религиозными убеждениями.
Пьер Жак Ванхов, сотрудник Национального центра научных исследований Франции, доктор физических наук прочитал доклад «Особенности мировоззрения отца Павла Флоренского». Пьер Жак отметил, что универсальный ум Флоренского искал объединения знания. В своём подходе он объединял богословие, науку и искусство, наш мир с миром идей и Бога, точкой сингулярности при этом является скорость света.
После докладов первой секции в Елизаветинском зале МДА П.В. Флоренский провёл презентацию книги «Соловецкая география священника Павла Флоренского (1933–1937 гг.)». В книге, изданной Издательским отделом Соловецкого монастыря, рассматриваются последние годы жизни о. Павла. На основе экспедиционных исследований, писем и мемуаров соловецких узников рассказано о местах заключения и маршрутах священнослужителя на Соловецком архипелаге. Монография включает обширные исторические и современные фотоматериалы, специальные планы и схемы.
Вторая секция конференции, посвящённая памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа, открылась докладом иерея Антония Борисова, доцента Московской духовной академии, кандидата богословия, «Актуализация богословия Великой субботы в наследии протоиерея Иоанна Мейендорфа». Автор отмечает, что Мейендорф пытается взглянуть на Великую субботу не как на передышку, а как на важную часть пасхального триденствия. О. Иоанн в своих трудах пишет о некорректности восприятия Великой субботы как времени для отдыха, ведь это сошествие во ад, что требует от нас соответствующего отклика. Великая суббота — это переход от смертности человечества к бессмертной жизни.
С.А. Чурсанов, кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ выступил с докладом на тему «Соотнесённость Божественных Лиц в сотериологической перспективе православного тро́ичного богословия». На примерах цитат святых отцов он замечает, что сами имена Лиц носят соотносительный характер. А то, что относится к Богу, имеет высшую значимость для человека. Молитвенное обращение к одному Лицу всегда предполагает обращение ко всем трём Лицам. Молитвенное обращение ко Христу предполагает соотнесённость со Святым Духом и Отцом и со всеми христианами. Также докладчик говорит, что молитвенное обращение не может носить индивидуальный характер и всегда соотнесено с ближними, а в предельном смысле — со всем человечеством.
Всего на конференции прозвучало 15 докладов. В завершение мероприятия были подведены итоги встречи.
Источник: Богослов.Ru
Фото: Пресс-служба МДА