24–25 ноября 2022 г. на кафедре филологии Московской духовной академии прошла IV всероссийская (с международным участием) научно-богословская конференция «Таинство слова и образа», приуроченная к 1160-летию со дня возникновения славянской письменности.
Конференция прошла в смешанном, очно-дистанционном формате. В мероприятии приняли участие учёные, преподаватели и студенты из более чем двадцати регионов России.
24 ноября конференция открылась пленарным заседанием. С приветственным словом выступила Александра Евгеньевна Соболева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Московской духовной академии: «Я с большой радостью открываю IV конференцию кафедры филологии МДА “Таинство слова и образа”. Наверняка каждый из участников задумывался над названием — что же такое “таинство слова и образа”? У каждого будет свой ответ. И эти ответы будут дополнять друг друга. Я думаю, в этом и состоит замысел конференции. Для меня важно, как и каким образом отзывается наше слово, очень часто этот путь остаётся для нас неизвестным. Но тот свет, тот образ, остающийся в душе, воспринявшей слово, оказывается очень значимым».
Первым прозвучал доклад Владимира Михайловича Кириллина, доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой филологии Московской духовной академии. Владимир Михайлович посвятил выступление вопросу священнического служения в литературном наследии митрополита Московского и всея Руси Даниила. Хотя оценки митрополита Даниила, как фигуры исторической, весьма разнились в трудах специалистов, однако, подчеркнул Владимир Михайлович, его заслуги как деятеля средневековой русской культуры бесспорны. Человек высокообразованный и исключительно эрудированный, один из плодовитейших авторов первой половины XVI в., митрополит Даниил в своих многочисленных посланиях и поучениях являет замечательный пример обличения и наставления пастырей своего времени. Убедительно осуждая беспечность и лихоимство священства, митрополит Даниил неизменно напоминает о первой обязанности пастыря — учить спасению. И о первом навыке — всё творить любовью.
Ещё Евгений Евсигнеевич Голубинский отмечал историографическую ценность литургического творчества. В докладе архимандрита Симеона (Томачинского) показано, что и как говорит литургическое и, в частности, гимнографическое Предание Русской Церкви о кончине царевича Димитрия Угличского. Эта тема, дискуссионная среди учёных, но не «среди поэтов и богословов», затрагивает глубочайший вопрос метафизики русской власти, прозрение в которую всегда суть ключ к исторической загадке. Видел её отчётливо, например, и Александр Сергеевич Пушкин («Борис Годунов»), и видел не от своего ума, но в русле церковно-народного богословия литургических гимнов и песен, с концентрированной глубиной мысли излагавших важнейшие события отечественной истории в свете Промысла Божия. Так, можно смело сказать, что гимнография Русской Церкви однозначно, разве что не называя прямо по имени, видит в Борисе Годунове свершителя греха цареубийства, ответом за который служат последующие страдания всего русского народа.
Далее выступили Александра Евгеньевна Соболева и иерей Кирилл Дмитриевич Прихотько с докладом «Зачем студентам рукописи, или результаты и перспективы работы Археографического кабинета МДА». «Что же получается, если соединить “слово” и “образ”? Конечно, получается “рукопись”, это совершенно очевидно», — говорит Александра Евгеньевна, ссылаясь на название конференции. В ходе работы студентов магистерского профиля МДА «Русская духовная словесность» под руководством отца Кирилла в фондах нового рукописного собрания МДА найдено около 468 рукописей XV–XIX вв. Выполнено ценнейшее для будущих исследователей описание евангельских рукописей собрания. Впрочем, основным достижением кабинета стала подготовка академией собственных, богословски образованных кадров, способных к научной работе с рукописями. В перспективе планируется создание археографическим кабинетом полного каталога нового рукописного собрания библиотеки МДА и даже разработка собственного альбома филиграней.
По окончании пленарного заседания началась секционная двухдневная работа конференции.
На секции «Язык церковнославянской письменности: история и современность» прозвучали доклады, посвящённые широкому спектру лингвистических проблем: многозначности поэтического слова в контексте семантических констант византийско-славянской гимнографии, значению славянской письменности в современных социокультурных условиях, перспективам преподавания языковых дисциплин в духовных учебных заведениях. Также обсуждались вопросы о семантической классификации лексики православного вероучения в церковнославянском языке и другие.
На секции «Славяно-русская церковная литература (XI–XX вв.)» участники рассмотрели становление и развитие полипредикативного синтаксиса в древнецерковнославянском языке, функции надстрочных знаков в древнерусских списках произведений о святителе Николае Мирликийском, древнецерковнославянскую письменность в исследованиях отечественных палеославистов, систему вокализма в богослужебной речи и другие вопросы.
Третья секция «Богословие, литература и семиотика культуры» объединила исследователей, заинтересованных в решении проблем, связанных с теорией и методологией интерпретации текста, а также особенностями его функционирования в религиозном и социокультурном дискурсе. Участники обсудили аспекты произведений Достоевского, Радищева, а также христианские сюжеты и образы современной военной поэзии и прототип теологической модели понимания светских текстов.
В рамках секции «Религиозная проблематика русской литературы (XVIII–XX вв.)» прозвучали доклады на такие темы, как «Религиозное видение мира в ХХ веке: теодицея в творчестве К.С. Льюиса», «Духовная наполненность пространства в ранних кавказских поэмах М.Ю. Лермонтова», «Рождественский рассказ А.П. Чехова “Ванька” в контексте жанра и современной критики» и другие.
25 ноября конференция продолжила свою работу в дистанционном формате в рамках двух секций: «Славяно-русская церковная литература (XI–XX вв.)» и «Религиозная проблематика русской литературы (XVIII–XX вв.)».
Завершилась конференция пленарным заседанием, на котором были подведены итоги и состоялась презентация новых монографий и сборников статей, связанных с тематикой мероприятия.
По итогам конференции планируется издание сборника докладов (РИНЦ).
Источник: Богослов.Ru
Фото: Пресс-служба МДА