Эмилио Джентиле. Политические религии. Между демократией и тоталитаризмом. СПб.: Владимир Даль, 2020. Перевод с итальянского Федора Станжевского.
Мощная серия «Политическая теология» издательства «Владимир Даль» пополнилась переводом работы итальянского историка Эмилио Джентиле; в оригинале книга вышла относительно недавно — в 2001 году. Исследователь фокусируется на феномене сакрализации политики, который не следует путать с политизацией религии. Свой предмет Джентиле определяет следующим образом: во-первых, сакрализация политики возникает только в Новое время вместе с секуляризацией религии, возникновением массовой политики, изменением баланса между властью и священным; во-вторых, она воплощается в различных формах т. н. религий политического.
Историк на материале прошлого столетия разбирает две формы таких религий: политические религии и религии гражданские. Джентиле различает их по ответам на три вопроса: о соотношении между индивидом и государством, авторитетом и свободой, а также о статусе традиционных религий. К ярчайшим представителям первого лагеря автор относит фашистский, национал-социалистический и коммунистические режимы. В их случае ответы на первые два вопроса очевидны и сводятся к однозначной доминации государства и авторитета, отношение к религии может внешне разниться, но суть его неизменна — политическая религия стремится заместить собой традиционные схемы организации связи с сакральным.
Как мы видим, оптика Джентиле не позволяет разграничить нацизм и коммунизм, однако схватывает различные виды демократических систем как нечто им родственное. В гражданских религиях (парадигматический пример — США), указывает историк, политика также сакрализована, пусть и не в столь очевидной форме. Подобные системы стараются занять позицию над идеологиями и конфессиями, но требуют от «своей паствы» соблюдения определенных ритуалов и определенной веры (в «священный текст» Конституции, особую миссию нации и т. д.). Джентиле аккуратно отмечает, что гражданская религия всегда сохраняет потенциал переродиться в политическую, избегая таким образом идеализации какой-либо из форм.
Рекомендуется к прочтению всем подуставшим от расплывчатых рассуждений о том, как тоталитарные режимы XX века «заимствуют» те или иные элементы у религий; исследование Джентиле уточняет взгляд на проблему.
«Таким образом, для Римской церкви сущность тоталитаризма заключалась в политизации морали и сакрализации государства, или, как это обычно называлось, в статолатрии (поклонении государству). В действительности Римская церковь применяла этот термин не только к тоталитарным государствам, но и ко всем секулярным политическим концепциям, утверждавшим отделение церкви от государства и примат государственного суверенитета. Уже в XIX в. католическая церковь обвиняла либерализм в идолопоклоннической концепции государства, поскольку он желал освободить человеческую личность от учения церкви, чтобы подчинить воле государства».
Развернутый фрагмент исследования можно прочесть на «Горьком».