В обзоре "Прикладная эсхатология: от колыбели до могилы" сайт Горький.ру рассказывает русскую историю адвентистов седьмого дня.
Михаил Одинцов. Живущие надеждой. Церковь христиан-адвентистов седьмого дня в России 1886–1991 гг. История и люди, факты и события, уроки и новые возможности. М.: РОССПЭН, 2020
«Имя Адвентист седьмого дня выдвигает на первый план истинные особенности нашей веры, поэтому оно способно убедить ищущих людей. Подобно стреле из Божьего колчана, оно будет уязвлять преступников Закона Божьего и вести их к покаянию перед Богом и к вере в Господа нашего Иисуса Христа». Такой грозной цитатой из основоположницы адвентизма Эллен Уайт открывается монография Михаила Одинцова — историка, специализирующегося на взаимоотношениях государства и религиозных организаций.
Внимательный читатель наверняка заметил, что деятельность адвентистов в России автор отсчитывает аж с 1886 года, когда американские немцы начали проповедовать в Поволжье. Нам лично уже этот факт кажется удивительным: оказывается, одна из самых хардкорных протестантских сект находит последователей в нашей стране без малого 150 лет, но в массовом сознании до сих пор остается непонятной страшилкой для богобоязненных граждан. Поэтому для неспециалистов исследование Одинцова будет интересно как минимум изложением основ радикального эсхатологического мировоззрения церкви АСД.
На примере адвентистов историк составляет подробную летопись отношений между духовниками и государством, которые на деле оказываются запутаннее, чем принято думать. Так, в 1920-е годы большевики пытались найти компромисс с верующими, в это десятилетие всерьез обсуждалось повсеместное создание религиозных сельскохозяйственных общин. Но уже в 1929 году принимается знаменитая календарная реформа, которая вводит шестидневную рабочую неделю, не учитывающую интересы религиозных групп, для которых суббота является священным днем. Думаем, не надо отдельно объяснять, что это была лишь первая ласточка перед жестоким разгромом духовных организаций.
Завершает книгу история поисков новых форм отношений между государством и верующими, начавшихся в перестройку. В общем, обрывается это неожиданно увлекательное повествование, увы, на самом интересном месте.
«С началом Великой Отечественной войны члены адвентистских обществ вместе со всем советским народом делали все возможное для победы в войне: служили в Красной армии, выполняли свой долг в медицинских частях, работали переводчиками, шоферами, связистами, военными музыкантами и т. д. Многие адвентисты, отказавшиеся нести оружие в руках, с начала войны призывались в трудовую армию, работали на строительстве военных и гражданских объектов, в шахтах, на лесоповале.
Единственный оставшийся к началу войны на свободе уполномоченный Всесоюзного Совета АСД Г. А. Григорьев был вместе с руководителями других религиозных объединений, проживавших в Москве, эвакуирован в октябре 1941 г. в г. Ульяновск, где находился до августа 1942 г. По воспоминаниям Григорьева, сообщаемым пастором В. И. Сорокиным, накануне отъезда его будто бы вызвал к себе И. В. Сталин, помнивший, что тот много лет назад говорил ему в ссылке о пророчествах Библии. Вызвав его, он спросил: что он думает, согласно Библии, возьмут ли немцы Москву? На что брат Григорьев ответил: „Не возьмут. Всемирной империи, согласно книге пророка Даниила, больше не будет”».