Пинюгина Е.В. Патриарх Сергий в политике памяти Русской Православной Церкви в конце ХХ – начале XXI В. Россия и современный мир №2, 2020 г.
В статье рассматривается предпринятая РПЦ переоценка деятельности митрополита Сергия (Страгородского), возглавлявшего Церковь в годы сталинских репрессий и Великой Отечественной войны вплоть до своей смерти в 1944 г. Именно Сергий осуществил компромисс Церкви с советской властью. И если с 1991 по 2007 г. его деятельность оценивалась с критических позиций, то с 2007 г. по настоящее время эта деятельность оценивается позитивно. Легитимность митрополита Сергия не была бесспорной для многих священнослужителей и верующих. Сделка со Сталиным ради благих целей (предотвращение массовых казней священнослужителей) привела к появлению наиболее спорного документа в истории Церкви XX в. – так называемой Декларации 1927 г. Этот текст подтверждал лояльность Церкви атеистическим властям и их политике, осуждая инакомыслящих, священников и верующих, превращая их тем самым во врагов одновременно Церкви и Советского государства. Фактически он согласился поставить Церковь под контроль спецслужб, включая назначения и увольнения священников. Более того, Сергий официально подтвердил в своих проповедях и выступлениях для СМИ, советских и зарубежных, ложь, согласно которой в СССР существует свобода вероисповеданий без каких-либо репрессий. Автор статьи утверждает, что осуждение политики митрополита Сергия в 1991–2007 гг. было связано с желанием постсоветской Церкви соответствовать ожиданиям общества о независимости Церкви от власти. Утверждалось, что ради сохранения официальной, юридически законной в СССР церковной структуры он решил пожертвовать церковными принципами. До 2007 г. Церковь в своих комментариях заявляла об отказе от курса митрополита Сергия. С 2007 г. его выбор стали оценивать как истинный. В оценках преобладает восхищение, его называют святым, проводившим мудрую политику по улучшению отношений Церкви и государства. Одной из важнейших причин такого пересмотра стала патриотическая позиция Сергия в годы Великой Отечественной войны и потребность церкви в новых символах ее единства с российским обществом и государством, связанных с победой в Великой Отечественной войне.