Книга известного лютеранского богослова, героя антинацистского сопротивления Дитриха Бонхёффера «Сопротивление и покорность» была представлена 2 сентября в рамках международной мемориальной акции «Реквием к 75-летию окончания Второй мировой войны» в Москве, на конференции, посвященной посвященная памяти христианских мучеников, принадлежавших к разным конфессиям и пострадавшим от нацистского режима.
Этот издательский проект тоже представляет собой пример межконфессионального сотрудничества – письма протестантского пастора в русском переводе увидели свет в новом издательстве Сретенской православной духовной семинарии, а предложение приурочить издание книги Бонхёффера к 75-летию окончания Второй мировой войны поступило от оргкомитета упомянутой акции, в который входили, в том числе, представители разных христианских церквей, сообщил главный редактор издательства протоиерей Павел Великанов.
С новым изданием знакомит аннотация: «Автор книги «Сопротивление и покорность» Дитрих Бонхёффер — один из наиболее значимых богословов XX века, лютеранский пастор, участник антинацистского Сопротивления. Предлагаемый читателю текст представляет собой сборник писем, написанных им в последние годы жизни во время заключения в тюрьмах гестапо. Бонхёффер призывает к ответственной христианской жизни «в миру», к исповеданию своей веры перед лицом самых острых и насущных проблем общества, к активной гражданской и социальной позиции, основанной на Евангелии. Эта книга — пронзительный документ мужественного христианского свидетельства в самом эпицентре величайшей катастрофы XX века. Настоящие письма передают не только остроту мысли, но и силу духа: по ним видно, как, несмотря на исчезающую надежду на освобождение, автор практически до последней минуты думал о том, как помочь людям, как поддержать своих родителей и тех, кто оказался рядом с ним».
На конференции книгу представил Михаэль Шварцкопф, пропст Северо-Западного пропства Евангелическо-Лютеранской Церкви европейской России. Его рассказ об основных вехах биографии Бонхёффера в 1930-40-е годы в нынешнем контексте звучал весьма актуально. Так, в первой своей проповеди после прихода Гитлера к власти в 1933 г. он ответил всем лютеранским пасторам, которые были в восторге от нового рейхсканцлера, повесили свастику в кафедральном соборе, надеялись, что он наведет порядок и поможет справиться с либерализмом, что это укрепит церковь, – Бонхёффер ответил со всей определенностью: «У нас в церкви есть только один алтарь – алтарь Всевышнего, и перед Ним любая власть должна стоять на коленях. Тот, кто признают другую власть в церкви, – не христианин».
Бонхёффер не питал никаких иллюзий насчет сущности новой власти, которая начала с антисемитских чисток госаппарата. И в церкви зазвучали голоса об исключении евреев из клира и из числа прихожан. «Тогда стало сразу ясно, что новое немецкое государство противоречит Христу», и в такой ситуации Бохёффер утверждал, что «Церковь имеет обязанность сопротивляться государственной политике…, четко и громко говорить о правонарушениях государства», что «церковь обязана заботиться о жертвах преследований». Так сформировалась его теология «Церкви для других»: не замкнутой в самой себе, а проявляющей заботу «о всем мире», продолжил докладчик. Со своими сподвижниками из течения «Исповедующая церковь» он утверждал «Недопустимо, чтобы церковь просто стояла рядом, когда убивают людей… Церковь должна вмешиваться во все вопросы, которые касаются права на жизнь каждого человека».
Открытое сопротивление режиму в 1939 г. стало совершенно невозможно, и Бонхёффер стал членом антигитлеровского подполья, не видя других возможностей сопротивляться развязанной Гитлером преступной войне. Размышляя о способах борьбы с диктатором, пастор говорил о нем как об антихристе и не исключал убийства тирана, расценивая этот акт как своего рода «религиозное послушание», отметил Шварцкопф. Рассказав об аресте и заточении Бонхёффера, он отметил, что пастор и в тюрьме продолжал богословскую работу, поддерживал в письмах своих родных и друзей, проповедовал сокамерникам, среди которых было много неверующих, открыл для себя необходимость поиска нового церковного языка для общения с миром.
Бонхёффер был повешен 9 апреля 1945 г. Пастор Шварцкопф привел слова свидетеля его казни, тюремного врача: «За 30 лет врачебной деятельности я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу». Книга тюремных писем Бонхёффера хорошо известна в Германии. Докладчик отметил: «Мы в ГДР взрослели с этой книгой». Он выразил надежду, что для русскоязычного читателя эта книга тоже станет живой и актуальной, укрепит их в вере.
«Его опыт свидетельствует о том, что перед лицом тотальных моральных катастроф, подобных беспримесному злу нацизма, конфессиональные привычки и идеологические предрассудки утрачивают значение. Остается только личная христианская ответственность, которую невозможно переложить ни на ближнего, ни на дальнего, ни на традицию, ни на институцию», – написал о Бонхёффере в предисловии к новой книге философ Олег Давыдов.
Юлия Зайцева