Как рентген и ультрафиолет раскрыли тайну 4 картин с одним библейским сюжетом
События

Исследователи из трех стран объединились, чтобы объяснить единый сюжет четырех известных картин, хранящихся в разных городах. Загадки, расследования и библейские сказания — в новом материале «Системного Блока»

Исследователи Эстонии, Дании и Англии объединили свои силы, чтобы разобрать четыре картины, написанные на один и тот же сюжет. Речь идет об изгнании Иисусом торговцев из храма. На первый взгляд работы выглядят идентично, но каждая из картин полна интересных историй, пугающих персонажей и двусмысленных деталей. Они и делают полотна уникальными.

Все четыре картины приписывают последователям Иеронима Босха и Питера Брейгеля-старшего. Сюжет работ рассказывает об изгнании Христом торгующих из храма. Действие происходит в портике Иерусалимского храма, где Иисус бичом из веревок изгоняет торговцев и менял. Этот сюжет значим для христианства, так как именно в этот момент Иисус впервые назвал себя Сыном Божьим.

Как смотрели внутрь картин

Проект представляет собой мультимедийную экспозицию. Это позволяет рассмотреть каждую из работ максимально детально. Для того чтобы подробнее исследовать картины, авторы воспользовались технологией инфракрасной съемки. Это позволило увидеть другие слои картин, спрятанные под конечным и увидеть дорисовки.

Были использованы приемы рентгенографии, которые позволили заглянуть буквально «внутрь» работ.

Еще авторы исследования прибегли к помощи дендрохронологии — науки, методы которой позволяют определить время и примерный регион появления изучаемого объекта. Проект направлен не только на выявление истинных авторов картин, но и точное установление дат и мест, где они были созданы.

Исследование картин также проводилось при помощи ультрафиолетовых лучей. Они проходят сквозь краску, пока не достигают того слоя, который поглотит ее или отразит обратно в камеру.

Картина в ультрафиолетовом диапазоне

Использование этой технологии показало: все четыре картины имели множество подрисовок, которые явно были сделаны разными людьми.

Авторы и история полотен

  1. Картина из Таллинна

Первая работа из собрания была передана Таллиннскому государственному художественному музею в 1955 году постоянным представительством Эстонской ССР в Москве. Когда Эстония была независимой, ее посольство в Москве приобрело картину у Альберта Орга, бывшего государственного чиновника.

Картина из Таллинна

Альберт Орг вступил во владение картиной в 20-х годах, когда был председателем комитета по репатриации в Петрограде. Хотя работа и принадлежала Оргу, она оставалась в генеральном консульстве Эстонии в Ленинграде с 1920 по 1930 год, откуда была перенесена в Москву.

Эта картина является наиболее детализированной среди всех четырех работ. Несмотря на это, она занимает наименьшее место в истории международного искусства. Проведя много лет в Советском Союзе, картина увидела большой свет только к 2001 году в Роттердаме на выставке Иеронима Босха.

  1. Картина из Копенгагена

Автора второй картины, которая находится в коллекции Копенгагена, исследователи долго не могли определить. Работа была куплена в частной художественной галерее Matthiesen в Берлине за 54 000 датских крон и официально вошла в коллекцию Национальной галереи Дании в 1932 году.

Картина из Копенгагена

До продажи картина находилась в частной коллекции и была выставлена в Бельгии в 1930 году. Этикетка на обороте работы, напечатанная в галерее Matthiesen показывает, что на момент продажи картина была приписана Иерониму Босху.

Однако в 1932 году картина была более подробно рассмотрена в статье журнала Kunstmuseets Aarsskrift немецким искусствоведом Максом Фридлендером. Он был уверен, что картину создал Питер Брейгель-старший. Фридлендер утверждал, что эта работа имела мало общего с самим Босхом как с точки зрения техники живописи, так и с точки зрения палитры.

Сегодня многие искусствоведы могут с ним в этом согласился. В настоящее время автор картины подписан как «последователь Иеронима Босха с возможным влиянием Питера Брейгеля-старшего».
Картина из Глазго

  1. Картина из Глазго

Третья картина из собрания Глазго изначально находилась в частной коллекции английского писателя Клода Филлипса, который завещал картину Glasgow Corporation. Помимо того, что работа находится в музее Глазго, она выставлялась в Художественной галерее и музее Келвингроува. Картина сильно отличается от других не только тем, что выполнена в вертикальном положении, но и тем, что имеет большое количество золотых деталей.

Картина из Глазго

  1. Картина из частной коллекции

Четвертая работа сегодня находится в частной коллекции. Картина была приобретена коллекционером в Лондоне на аукционе Sotheby’s за 313 250 фунтов.

Картина из частной коллекции

Согласно записи в каталоге аукциона, до продажи работа находилась в галерее Бруннера в Париже в 1910 году и на художественном рынке в Гааге в 1932 году, а к 1973 году работа оказалась в галерее Моруэко в Мадриде, и именно там в том же году она была приобретена отцом предыдущего владельца.

На сайте, посвященному исследованию, можно не только подробнее прочитать про картины и их появление в нынешних коллекциях, но и более детально рассмотреть каждую из них. Авторы экспозиции предлагают вместе с ними разобраться в загадочном сюжете и найти ответы на вопросы о создании картин.

Источники

Исследование картин

Изгнание торгующих из храма

Аукцион Sotheby’s

 

Системный Блокъ


Другие публикации на портале:

Еще 9