Папа Франциск утвердил публикацию нового Общего руководства по катехизации, разработанного Папским советом по содействию новой евангелизации.
Обширный документ обновляет предыдущее руководство, изданное Святейшим Престолом в 1997 году. Среди его основных особенностей – тесная связь между благовестием и катехизацией в контексте современной глобализации культуры и цифрового мира, пишет Русская служба Радио Ватикана.
На более чем 300 страницах, разделенных на 3 части и 12 глав, подчеркивается, что каждый крещеный является учеником-миссионером, облеченным в ответственность; его благовестие должно включать в себя достоверное и привлекательное свидетельство, действенное милосердие и свободный диалог. «Катехизация помогает христианам наполнить жизнь смыслом», – подчеркивается в документе, отмечающем в своей первой части важность подготовки к этой миссии: «Прежде, чем проводить катехизацию, нужно быть катехизатором». Преподаватели и воспитатели должны быть смиренными свидетелями, уважающими свободу других, проявляющими творческий подход к использованию новых инструментов повествования, включая искусство и музыку. В то же время «каждому человеку, особенно несовершеннолетним и уязвимым лицам, должна быть гарантирована абсолютная защита от любых форм злоупотреблений».
Во второй части подчеркивается важность семьи: она является субъектом евангелизации, местом, где можно просто и спонтанно жить верой. Церковь призвана дарить надежду, с пониманием сопровождая семьи, оказавшиеся в неканонических ситуациях, в новых условиях, характерных для современного общества. Каждый человек должен чувствовать себя желанным и признанным в христианской общине. Инклюзивное отношение, признание и забота являются ключевыми словами катехизации также по отношению к инвалидам, мигрантам, заключенным и неимущим: Церковь призвана являть свой материнский лик всем нуждающимся и обездоленным.
В третьей части документа раскрывается евангелизационная роль приходов, католических ассоциаций и школ. Один из параграфов посвящен преподаванию религиоведения, которое должно отличаться от катехизации, хотя оно и дополняет ее. Кроме того, особыми аспектами катехизации являются экуменизм и межрелигиозный диалог с иудаизмом и исламом: катехизис должен «пробуждать желание единства» у христиан и быть «надежным инструментом благовестия». Что касается иудаизма, то ватиканский документ призывает к диалогу, противостоянию антисемитизму, поощрению мира и справедливости. В отношении ислама следует избегать поверхностных обобщений, способствовать взаимному знакомству и встречам с мусульманами. В любом случае катехизис должен «углублять и укреплять самоидентификацию верующих», способствуя их миссионерскому порыву через свидетельство и дружеский диалог. Необходимо также поощрять народное благочестие, противостоя суевериям и предрассудкам.
В документе рассматриваются светлые и темные стороны цифровой культуры: сегодня она воспринимается как нечто естественное. В цифровом мире должно быть место для свидетелей ценностей Евангелия. В задание катехизаторов входит воспитание правильному использованию цифровых технологий: в частности, сопровождение молодежи, поскольку виртуальный мир может иметь серьезные последствия для формирования их самосознания. Нельзя забывать, что цифровой мир может привести к одиночеству, манипуляциям, насилию, киберзапугиванию, предрассудкам, ненависти; сделать своих пользователей «стадом в соцсетях», адептами «культуры сиюминутности», лишенной иерархии ценностей и перспектив. Поэтому катехизаторы должны обучать молодежь критическому подходу к полученной информации.
Следующая часть документа посвящена науке и технике: они служат человеку и должны быть направлены на улучшение условий жизни человеческой семьи. При этом нужно прояснять кажущиеся конфликты между наукой и верой, а также ценить свидетельство христианских ученых, пример гармонии и синтеза между ними. Также необходимо рассуждение в области биоэтики: исходя из предположения, что «не все, что технически возможно, допустимо с нравственной точки зрения», следует проводить различие между терапевтическим вмешательством и манипуляциями, а также обращать внимание на евгенику и связанную с ней дискриминацию. Что касается «гендерной» деноминации, нужно помнить, что Церковь сопровождает «всегда и в любой ситуации», не осуждая людей, которые живут в сложных, а порой и конфликтных ситуациях. Однако «с точки зрения веры сексуальность – это не только физический факт, но и ценность, возложенная на ответственность человека», «ответ на изначальный Божий призыв». Поэтому в области биоэтики катехизаторы нуждаются в специальной подготовке, которая исходит из принципа священности и неприкосновенности человеческой жизни и противостоит культуре смерти. Документ осуждает смертную казнь, определяя ее как «бесчеловечную меру, губящую достоинство человека».
В Руководстве отмечается, что катехизация должна способствовать «глубокому экологическому обращению», уделять внимание заботе о Творении и вдохновлять к добродетельной жизни, далекой от меркантильного потребительства. Католики призваны к активному участию в общественной деятельности во имя общего блага, с нравственной прямотой противостоя греховным структурам. В отношении мира труда документ призывает к евангелизации в соответствии с социальной доктриной Церкви, с особым вниманием к защите прав самых слабых. Наконец, две последние главы посвящены катехизисам поместных Церквей, которые должны быть одобрены Апостольским Престолом, а также церковным учреждениям, служащим катехизации, включая Синод епископов и поместные епископские конференции.